ВПР Физика 11 класс Вариант 4

ВПР ВПР Физика 11 класс Вариант 4 Всероссийская Проверочная Работа

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

Инструкция по выполнению работы

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

Вольтметр, объём, манометр, плотность вещества, мензурка, удельная теплота плавления.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

 

Название группы понятий Перечень понятий

Измерительные приборы — вольтметр, манометр, мензурка

Физические величины — объём, плотность вещества, удельная теплота плав­ления

2. Тело совершает прямолинейное движение. На графике представлена зависимость проекции его скорости ux на выбранное направление от времени t.
1491558016

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела, и запиши­те номера, под которыми они указаны.

1) Тело всё время наблюдения движется с отрицательным ускорением.

2) В момент времени 50 с скорость тела равна нулю.

3) Начальная скорость тела равна 0 м/с.

4) Первые 10 секунд движения скорость тела увеличивается.

5) Модуль максимального ускорения тела 4 м/с2.

3. Корабль, поставив паруса, набирает ход. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на корабль, и направление его ускорения.
1491560068

Верно изображены четыре силы: сила тяжести, сила Архимеда, сила тяги парусов и сила сопротивления воды.

При этом:

— сила тяжести и сила Архимеда направлены в противоположные стороны и по модулю равны друг другу;

— модули векторов силы тяги парусов больше, чем модуль силы сопротивления воды;

— указано верное направление вектора ускорения (по направлению силы тяги парусов).

 

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

уменьшается

увеличивается

не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

Ребёнок на санках съезжает со снежной горки, начиная движение из состояния покоя. По мере его движения вниз по склону горки его потенциальная энергия ________, а его кинетическая энергия ________. Если считать, что силы трения при таком спуске очень маленькие, то можно утверждать, что полная механическая энергия систе­мы «ребёнок + санки» ________.

5. Идеальный газ получает от внешнего источника некоторое количество теплоты и совершает работу 400 Дж. При этом его внутренняя энергия уменьшилась на 200 Дж. Какое количество теплоты получил газ?

 

Ответ: 200 Дж

6. Стратостат (шар для полёта на большие высоты) перед стартом заполняют водородом (рис. № 1). По мере подъёма на высоту шар принимает фор­му, как показано на рисунке № 2. Будем считать, что при подъёме температура окружающего воз­духа не меняется.

1491560264

Выберите все утверждения, которые верно харак­теризуют процесс, происходящий с водородом в шаре при подъёме на высоту, и запишите номера выбранных утверждений.

1) Объём водорода в шаре не изменяется.

2) Объём водорода в шаре увеличивается.

3) Масса водорода в шаре не изменяется.

4) Масса водорода в шаре увеличивается.

5) Давление водорода в шаре повышается.

6) Давление водорода в шаре понижается.

1) Объём водорода в шаре не изменяется. Утверждение не верно.

2) Объём водорода в шаре увеличивается. Утверждение верно.

3) Масса водорода в шаре не изменяется. Утверждение верно.

4) Масса водорода в шаре увеличивается. Утверждение не верно.

5) Давление водорода в шаре повышается. Утверждение не верно.

6) Давление водорода в шаре понижается. Утверждение верно.

Ответ: 236

7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой стеклянной палочкой?

1491556527

 

Показания электрометра А: ______

Показания электрометра Б: ______

Ответ: Показания электрометра А: 3. Показания электрометра Б: 1

8. Батарея аккумуляторов с внутренним сопротивлением 1 Ом подключена к потребителю электроэнергии с сопротивлением 99 Ом. При этом в цепи течёт электрический ток силой 0,5 А. Какова ЭДС батареи? Запишите формулы и сделайте расчёты.

Закон Ома для полной цепи J = E/(R + г).

Отсюда E = I(R + г) = 0,5 А (99 Ом + 1 Ом) = 50 В.

Ответ: 50 В

9.

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) тепловое излучение

2) рентгеновское излучение

3) ультрафиолетовое излучение

10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп нептуния испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия 42He и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа плутония.

1491556718

Ответ: Протактиний

11. С помощью барометра-анероида проводилось измерение атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в гПа, а нижняя шкала — в мм рт. ст. (см. рис.). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы баромет­ра.

1491558682

 

Запишите показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

Допускается любая запись ответа, указывающая на показания и учитывающая погрешность измерения.

Ответ:

А) (759 ± 1) мм рт. ст.

Б) от 758 мм рт. ст. до 760 мм рт. ст.

В) 758 мм рт. ст. < р < 760 мм рт. ст.

12.

Вам необходимо исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Имеется следующее оборудование:

— источник постоянного тока;

— постоянный резистор;

— реостат;

— амперметр;

— вольтметр;

— соединительные провода;

— ключ.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

 

— секундомер электронный;

— набор из трёх пружин разной жесткости;

— набор из пяти грузов по 100 г;

— штатив с муфтой и лапкой.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

1. Используется установка, изображённая на рисунке.

1491608139

2. Ползунок реостата поставить так, чтобы ток в цепи был минимальным — в самое левое положение. С по­мощью амперметра измерить силу тока в цепи, с помо­щью вольтметра измерить напряжение на резисторе.

3. Передвинуть ползунок реостата, изменив силу тока в цепи, и повторить измерения. Можно провести анало­гичные измерения с третьим положением ползунка рео­стата.

4. Полученные значения силы тока и напряжения на постоянном резисторе сравниваются.

13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые иллюстрируются этими примерами. Для каждого примера проявления физиче­ских явлений из первого столбца подберите соответствующее название физиче­ского явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) Волосы «встают дыбом» при расчесывании их пластиковой расчёской.

Б) Два параллельных провода, по которым текут сонаправленные электрические токи, притягиваются друг к другу.

1) Отталкивание тел, имеющих одинако­вый электрический заряд.

2) Притяжение разноимённо заряженных тел.

3) Притяжение разноимённо заряженных тел.

4) Взаимодействие магнитных полюсов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 14 и 15

Как работает вингсьют?
Вингсьют — новая мода в парашютном спорте. Это костюм-крыло из ткани, облачившись в который, человек может на пару минут почувствовать себя пти­цей. Если в прыжке с парашютом парашютист просто спускается вниз, то вингсьют позволяет двигаться вперёд и маневрировать, как это делают птицы. Но в конце полёта опускаться на землю всё равно приходится с помощью парашюта.

Современный вариант вингсьюта был изобретён в середине 1990-х годов Патриком де Гайардоном.

1491559139

Три двухслойных крыла имеют внутри каркас из нервюр — жёстких матер­чатых перегородок. Крыло надувается набегающим потоком воздуха через воздухозаборники и создаёт подъёмную силу при полёте парашютиста вперёд. Давление, возникающее внутри крыла, придаёт ему необходимую жёсткость, а это существенно снижает нагрузку на руку.

В вингсьюте парашютист снижается со скоростью примерно 100 км/ч и за две, максимум три минуты успевает преодолеть до двух с половиной километров на каждую тысячу метров высоты прыжка. При этом многое зависит от самого парашютиста. Суметь правильно сгруппироваться для достижения наилучшей скорости планирования — задача не из лёгких.

14. Какое физическое явление лежит в основе действия вингсьюта?

Ответ: Создание подъёмной силы за счёт набегающего потока воздуха.

15. Выберите из предложенного перечня два утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Используя костюм-крыло, можно приземляться без парашюта.

2) В вингсьюте «воздухоплаватель» может за время снижения пролететь сотни километров по прямой.

3) Скорость снижения при использовании вингсьюта не более 100 км/ч.

4) При использовании вингсьют необходимо накачивать лёгким газом.

5) Благодаря жёсткости за счёт давления набегающего потока воздуха крыло не оказывает большой нагрузки на руки парашютиста.

Верны третье и пятое утверждения.

Ответ: 35

[/showhide]

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 16—18

Астероидная опасность

Главный параметр, по которому проводится классификация астероидов, — размеры небесного тела. Астероидами считаются тела с диаметром более 30 м. Те­ла меньшего размера называют метеорными телами (метеороидами).

В настоящий момент в Солнечной системе найдены сотни тысяч астероидов. Большинство известных на данный момент астероидов находятся в области Глав­ного пояса астероидов, который расположен между орбитами Марса и Юпитера.

Самым крупным астероидом в Солнечной системе считается Церера, имеющая размеры приблизительно 975 х 909 км. Два других крупнейших астероида — Паллада и Веста — имеют диаметр примерно 500 км каждый. Общая масса всех астероидов составляет 3,3 • 1021 кг, это около 4% от массы Луны. Масса Цереры— 9,5 • 1020кг.

Несмотря на то что Земля значительно больше всех известных астероидов, столкновение с телом размером более 3 км может привести к уничтожению цивилизации. Столкновение с телом меньшего размера, но более 50 метров в диаметре, может привести к многочисленным жертвам и гигантском экономическому ущербу. Частота столкновений Земли с астероидами диаметром свыше 1 км — примерно 1 раз в 500 тысяч лет, с объектом типа Тунгусского метеорита (диаметр около 50 м) — 1 раз в 500-1000 лет.

Чем больше и тяжелее астероид, тем большую опасность он представляет, однако и обнаружить его в этом случае гораздо легче. Наиболее опасным на дан­ный момент считается астероид Апофис диаметром около 300 м, при столкнове­нии с которым может быть уничтожена целая страна.

1491563589

1 мегатонна (Мт) тринитротолуола (тнт) = 4,184 • 1015 Дж.

Защита от астероидов включает в себя ряд действий, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить вероятное катастрофическое столкновение или разрушить объект — фрагментировать. То­гда его обломки измельчаются и расходятся так, что либо проходят мимо Земли, либо сгорают в её атмосфере.

16. Во сколько раз взрыв Царь-бомбы мощнее удара 30-метрового астероида по поверхности Земли?

Ответ: ≈ в 29 раз больше

17. Зная примерную общую массу всех астероидов, вычислите массу Луны.

Ответ: 8,25 • 1022 кг

18. Что можно предложить делать с астероидами, идущими к Земле, чтобы защитить её от удара? Укажите минимум два способа защиты Земли.

Ответ:

1) отклонять траектории астероидов, чтобы не произошло столкновения;

2) разрушать их, чтобы мелкие обломки сгорали в атмосфере Земли.

 

Добавить комментарий