ОГЭ по обществознанию Основная волна. 31.05.2013. Вариант 1324

ОГЭ по обществознанию Основная волна. 31.05.2013. Вариант 1324

1.Какой при­мер иллюстрирует вли­я­ние природных фак­то­ров на жизнь общества?

1) разрушение ура­га­ном домов в посёлке

2) осушение болот под стро­и­тель­ство автодороги

3) загрязнение воз­ду­ха выхлопными газами

4) изучение эко­ло­гии школьниками

Ответ: 1

2.Для обо­зна­че­ния совокупности со­ци­аль­но значимых ка­честв человека тра­ди­ци­он­но используют понятие…

1) индивид

2) талант

3) способности

4) личность

Ответ: 4

3.В стра­не Z пра­ви­тель­ство проводит ре­фор­му здравоохранения. Вза­и­мо­дей­ствие каких сфер об­ще­ствен­ной жизни в первую очередь ил­лю­стри­ру­ет этот пример?

1) экономической и политической

2) политической и социальной

3) духовной и экономической

4) экономической и социальной

Ответ: 2

4.Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о человеке?

А. Человек, в от­ли­чие от животных, спо­со­бен действовать сознательно.

Б. У че­ло­ве­ка и жи­вот­ных есть схо­жие потребности.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ: 3

5.Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих областей (форм) ду­хов­ной культуры?

1) получение объ­ек­тив­ных знаний о при­ро­де и обществе

2) вера в су­ще­ство­ва­ние сверхъестественных сил

3) многообразие ху­до­же­ствен­ных стилей

4) формирование пред­став­ле­ний о прекрасном

Ответ: 1

6.Верны ли сле­ду­ю­щие суждения об об­ра­зо­ва­нии в со­вре­мен­ном обществе?

А. Об­ра­зо­ва­ние в со­вре­мен­ном обществе про­дол­жа­ет­ся на про­тя­же­нии всей жизни человека.

Б. В со­вре­мен­ном обществе про­ис­хо­дит интернационализация образования.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ: 3

7.Ресурсы, не­об­хо­ди­мые для под­дер­жа­ния жизнедеятельности и раз­ви­тия человека, пред­при­я­тия (фирмы) и об­ще­ства в целом, называют

1) издержками производства

2) экономическими способностями

3) производственными технологиями

4) экономическими благами

Ответ: 4

8.Какой из приведённых ниже на­ло­гов яв­ля­ет­ся прямым?

1) на до­бав­лен­ную стоимость

2) с продаж

3) та­мо­жен­ная пошлина

4) на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц

Ответ: 4

9.В стра­не Z су­ще­ству­ет товарное про­из­вод­ство и де­неж­ное обращение. Боль­шин­ство занятых тру­дят­ся на про­мыш­лен­ных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая до­пол­ни­тель­ная информация поз­во­лит сделать вывод о том, что эко­но­ми­ка страны Z имеет ры­ноч­ный характер?

1) Между пред­при­я­ти­я­ми отсутствуют до­го­вор­ные отношения.

2) В стра­не гарантировано ра­вен­ство различных форм собственности.

3) Несовершеннолетним ра­бот­ни­кам предоставляются льготы.

4) Промышленное про­из­вод­ство сосредоточено на круп­ных предприятиях.

Ответ: 2

10.Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о фак­то­рах формирования спроса?

А. На фор­ми­ро­ва­ние спроса вли­я­ют культурные тра­ди­ции общества.

Б. На фор­ми­ро­ва­ние спроса вли­я­ет цена товара.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ: 3

11.Какая со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ле­на по де­мо­гра­фи­че­ско­му признаку?

1) преподаватели экономики

2) работодатели

3) петербуржцы

4) мужчины

Ответ: 4

12.Социальная роль, ко­то­рую способен ис­пол­нять и подросток, и взрослый, —

1) ученик сред­ней школы

2) покупатель в магазине

3) заёмщик в банке

4) водитель автобуса

Ответ: 2

13.Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ном конфликте?

А. Участ­ни­ка­ми социального кон­флик­та могут быть зна­чи­тель­ные по чис­лен­но­сти группы и общности.

Б. Любой со­ци­аль­ный конфликт при­во­дит к раз­ру­ши­тель­ным для об­ще­ства последствиям.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ: 1

14.Одна из задач по­ли­ти­че­ской партии в де­мо­кра­ти­че­ском обществе —

1) участие в по­ли­ти­че­ской борьбе

2) контроль над част­ной жизнью избирателей

3) определение цен на то­ва­ры и услуги

4) владение не­дви­жи­мо­стью и ак­ци­я­ми предприятий

Ответ: 1

15.Правительство стра­ны Z еже­год­но выделяет из жи­лищ­но­го фонда квар­ти­ры для вы­пуск­ни­ков профессиональных лицеев. Этот при­мер иллюстрирует политику

1) культурную

2) социальную

3) внешнюю

4) финансовую

Ответ: 2

16.Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о де­мо­кра­ти­че­ском режиме?

А. Де­мо­кра­ти­че­ский режим ос­но­ван на при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Б. При де­мо­кра­ти­че­ском режиме пе­ри­о­ди­че­ски происходят сво­бод­ные выборы в ор­га­ны государственной власти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ: 3

17.Бабушка с внуком, гуляя в лесу, на­рва­ли букет цветов, ко­то­рые занесены в Крас­ную книгу. Нормы какой от­рас­ли права ре­гу­ли­ру­ют данную ситуацию?

1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) трудового права

Ответ: 2

18.Родители двух­лет­ней девочки в силу раз­ных причин не за­ре­ги­стри­ро­ва­ли в ор­га­нах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) быть защищённым от насилия

2) знать своих родителей

3) жить и вос­пи­ты­вать­ся в семье

4) получить имя и фамилию

Ответ: 4

19.15-летний Ки­рилл решил по­ра­бо­тать в лет­ние каникулы. На какую ва­кан­сию его, со­глас­но закону, ра­бо­то­да­тель вправе принять?

1) курьер в книж­ном магазине

2) продавец в та­бач­ном киоске

3) грузчик в супермаркете

4) водитель трамвая

Ответ: 1

20.Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о Фе­де­раль­ном Собрании РФ?

А. Фе­де­раль­ное Собрание яв­ля­ет­ся представительным и за­ко­но­да­тель­ным органом РФ.

Б. Фе­де­раль­ное Собрание РФ со­сто­ит из двух палат.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ: 3

21.Сравните гражданско-правовую и уго­лов­ную ответственность. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — по­ряд­ко­вые номера черт отличия:

1) наступает толь­ко за совершённое преступление;

2) применяется ком­пе­тент­ны­ми органами государства;

3) строго ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся нормами права;

4) влечёт су­ди­мость гражданина.

Черты сходства Черты различия

Ответ: 2314

22.Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми социальных норм: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) фиксируется в законах и под законных актах

Б) регулируется общественные отношения

В) охраняются силой государства

Г) отражают общественное мнение

Д) поведение оценивается с позиции добра и зла

1) моральные

2) правовые

3) и моральные, и правовые

Запишите в стро­ку ответов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

A Б В Г Д

Ответ: 23211

23.Прочитайте приведённый текст, каж­дое положение ко­то­ро­го отмечено буквой.

(A) Редакция из­вест­но­го журнала опро­си­ла читателей о том, как они оце­ни­ва­ют политическую си­ту­а­цию в стране. (Б) К сожалению, мно­гие граждане за­яви­ли о пол­ном отсутствии ин­те­ре­са к политике. (B) Очевидно, пра­ви­тель­ству и по­ли­ти­че­ским партиям сле­ду­ет приложить уси­лия для по­вы­ше­ния политической ин­фор­ми­ро­ван­но­сти и ак­тив­но­сти граждан.

Определите, какие по­ло­же­ния текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие характер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

A Б В

Ответ: 122

24.Учёные опро­си­ли 23-летних ра­бо­та­ю­щих юношей и де­ву­шек страны Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «Зачем Вы работаете, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мотивация?». По­лу­чен­ные результаты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

oge-obshetvo-osnovnaya-2013-1324-1

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Половина юно­шей работают для того, чтобы обес­пе­чить материальное благополучие.

2) Девушки в рав­ной мере свя­зы­ва­ют трудовую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и воз­мож­но­стью путешествий, об­ще­ния с раз­ны­ми людьми.

3) Доля тех, кто работает, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они занимаются, боль­ше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опро­шен­ных каждой груп­пы прилагают усилия, чтобы под­нять­ся по ка­рьер­ной лестнице.

5) Большая доля юношей, чем девушек, ра­бо­та­ет потому, что их ра­бо­та очень нужна обществу.

Ответ: 123

25.Учёные опро­си­ли 23-летних ра­бо­та­ю­щих юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «Зачем Вы работаете, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мотивация?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

 

oge-obshetvo-osnovnaya-2013-1324-2

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из приведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са информации? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Общественная по­лез­ность вы­пол­ня­е­мой ра­бо­ты не яв­ля­ет­ся зна­чи­мым мо­ти­вом для молодёжи.

2) Молодёжь стра­ны Z пре­об­ла­да­ю­щим мо­ти­вом счи­та­ет обес­пе­че­ние ма­те­ри­аль­но­го благополучия.

3) Жители стра­ны Z вы­би­ра­ют толь­ко ту работу, ко­то­рая им интересна.

4) В стра­не Z де­вуш­ки ли­ше­ны воз­мож­но­сти сде­лать хо­ро­шую карьеру.

5) Юноши не­вни­ма­тель­ны к своим коллегам.

Ответ: 12

26.Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те основные смыс­ло­вые фрагменты тек­ста и оза­главь­те каждый из них.

На­ци­о­наль­ная эко­но­ми­ка скла­ды­ва­ет­ся из от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, сель­ско­го хо­зяй­ства, не­про­из­вод­ствен­ной сферы. Она во мно­гом за­ви­сит от тех при­род­ных ре­сур­сов, ко­то­ры­ми на­де­ли­ла стра­ну при­ро­да, от кли­ма­ти­че­ско­го пояса, в ко­то­ром стра­на рас­по­ло­же­на, от чис­лен­но­сти её жи­те­лей.

Эко­но­ми­че­ское со­сто­я­ние лю­бо­го го­су­дар­ства можно оце­нить с по­мо­щью раз­лич­ных по­ка­за­те­лей. Пре­жде всего, об уров­не раз­ви­тия стра­ны го­во­рит от­рас­ле­вая струк­ту­ра на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки. В эко­но­ми­ке одних стран пре­об­ла­да­ют вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные от­рас­ли про­мыш­лен­но­сти (Япо­ния, США, стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы). В дру­гих, на­при­мер в со­вре­мен­ной Рос­сии, высок удель­ный вес до­бы­ва­ю­щих от­рас­лей. Есть стра­ны, в ко­то­рых ос­но­вой эко­но­ми­ки слу­жит сель­ское хо­зяй­ство, ту­ризм.

Дру­гой важ­ней­ший по­ка­за­тель оцен­ки эко­но­ми­ки го­су­дар­ства — ва­ло­вой внут­рен­ний про­дукт — сумма всех то­ва­ров и услуг в де­неж­ном вы­ра­же­нии, про­из­ведённых эко­но­ми­кой стра­ны за опре­делённый пе­ри­од, как пра­ви­ло за год. По ве­ли­чи­не и еже­год­ной ди­на­ми­ке ВВП можно су­дить о том, на­сколь­ко эф­фек­тив­но функ­ци­о­ни­ру­ет эко­но­ми­ка стра­ны, какие тен­ден­ции в ней пре­об­ла­да­ют: еже­год­ный рост ВВП сви­де­тель­ству­ет о раз­ви­тии эко­но­ми­ки, об улуч­ше­нии бла­го­со­сто­я­ния её граж­дан. Доля ВВП дан­но­го го­су­дар­ства в ми­ро­вом ва­ло­вом про­дук­те поз­во­ля­ет оце­нить, какую роль иг­ра­ет стра­на в ми­ро­вом хо­зяй­стве.

Ещё один важ­ней­ший по­ка­за­тель — уро­вень и ка­че­ство жизни на­се­ле­ния. Он от­ра­жа­ет струк­ту­ру ис­поль­зо­ва­ния ва­ло­во­го внут­рен­не­го про­дук­та: то, какие то­ва­ры пре­об­ла­да­ют во внут­рен­нем про­дук­те стра­ны, как про­ис­хо­дит их рас­пре­де­ле­ние и по­треб­ле­ние внут­ри об­ще­ства, какое ко­ли­че­ство того или иного то­ва­ра может поз­во­лить себе при­об­ре­сти сред­не­ста­ти­сти­че­ский жи­тель.

Чтобы оце­нить уро­вень раз­ви­тия того или иного го­су­дар­ства, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать все эти и ещё мно­гие дру­гие по­ка­за­те­ли, по­сколь­ку на­ци­о­наль­ная эко­но­ми­ка — это слож­ный ком­плекс, со­сто­я­щий из мно­же­ства эле­мен­тов, каж­дый из ко­то­рых важен.

27.Какие три по­ка­за­те­ля экономического раз­ви­тия рассмотрены в тексте?

28.Объясните связь уров­ня экономического раз­ви­тия страны с име­ю­щи­ми­ся на её тер­ри­то­рии природными ресурсами. Все­гда ли оби­лие природных ре­сур­сов позитивно вли­я­ет на эко­но­ми­че­ское развитие? Крат­ко поясните свой ответ.

29.Как го­су­дар­ство может по­вли­ять на рост ВВП? Ука­жи­те любые две меры го­су­дар­ствен­ной политики и крат­ко поясните каж­дую из них.

30.В стра­нах Запада сред­няя продолжительность жизни пре­вы­ша­ет 80 лет, в ряде дру­гих стран она со­став­ля­ет около 60 лет и менее. Объясните, как сред­няя продолжительность жизни свя­за­на с уров­нем экономического развития. Какое по­ло­же­ние текста может по­мочь в объяснении?

31.Какие за­да­чи экономического раз­ви­тия стоят перед со­вре­мен­ной Россией (вашим субъ­ек­том РФ, населённым пунктом)? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые две за­да­чи и дайте крат­кое пояснение каж­дой из них.

Добавить комментарий