Муниципальный этап 10-11 классы 2016-2017

Олимпиада по истории Муниципальный этап 10-11 классы 2016-2017

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ.

1. Княгиня Ольга крестилась в
1) Херсонесе 3) Константинополе
2) Киеве          4) Синопе
2. В каком году произошло описанное ниже событие?
«С торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть – горожане; число лиц податных сельских классов не доходило и до 100; депутатов от присутственных мест было 28».

1) 1700 год 3)1797 год
2) 1759 год 4)1767 год

3. Выберите годы правления монарха, при котором имело место «хождение в народ».
1) 1796–1801 гг. 3) 1855–1881гг.
2) 1801–1825 гг. 4) 1894–1917гг.
Всего 3 балла за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

4. Кто из перечисленных исторических деятелей был западником?
1) Г.В. Плеханов        4) А.И. Герцен
2) В.Г. Белинский       5) Б.Н. Чичерин
3) А.А. Безбородко  6) А.С. Шишков

5. Какие из перечисленных дат связаны с походами ордынских ханов на Москву?
1) 1327 год                  4)1399 год
2) 1377 год                  5)1408 год
3) 1382 год                  6)1472 год

6. Какие из перечисленных событий произошли в 1919 году?
1) создание Коминтерна
2) упразднение ДВР
3) разгром войск Врангеля
4) принятие конституции РСФСР
5) образование БССР
6) подписание Версальского мира

 Всего 6 баллов за задания 4–6.

7. В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило
такое название. «Красный Мюрат», «Камчатский Ермак»,
«Хождение в народ»
Всего 9 баллов.

8. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.
8.1. Максим Грек, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Фёдор Курицын.
8.2. 1637 г., 1695 г., 1696 г., 1736 г.
Всего 4 балла.

9. Расположите в хронологической последовательности события царствования Петра Великого.
А) введение рекрутчины
Б) создание Северного союза
В) смерть царевича Алексея
Г) Персидский поход
Д) указ о единонаследии
Всего 4 балла.

10. Расположите перечисленные термины в хронологической последовательности их появления.
А) наркомат
Б) комбед
В) хозрасчёт
Г) гласность
Д) отруб
Всего 4 балла.

11. Установите соответствие между музыкальными произведениями и композиторами, их создавшими. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) «Борис Годунов»
Б) «Пиковая дама»
В) «Золотой петушок»
Г) «Руслан и Людмила»
Д) «Князь Игорь»
КОМПОЗИТОР

1) Н.А. Римский-Корсаков
2) М.П. Мусоргский
3) П.И. Чайковский
4) М.И. Глинка
5) А.П. Бородин
6) Д.Д. Шостакович

12. Установите соответствие между договорами России и Швеции и датами. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДОГОВОР
А) Тявзинский договор
Б) Ништадтский договор
В) Столбовский мир
Г) Фридрихсгамский договор
Д) Плюсское перемирие
ДАТА
1) 1583 год
2) 1743 год
3) 1809 год
4) 1595 год
5) 1617 год
6) 1721 год

13. Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё. Ответ запишите на бланке работы.

proekt

1. Дайте определение термина «приказ».
2. Определите, какова тенденция развития городских и иных дворцовых учреждений (не приказного типа), и объясните её. Приведите дваобъяснения.
3. Объясните, в чём отличие дворцовых приказов от общегосударственных?
4. Охарактеризуйте развитие приказной системы с 1626г. по 1698г.
в Московском государстве. Какой процесс характеризуют данные таблицы?
Всего 14 баллов за задание 13.

 14. Умение работать с картой (схемой) – один из навыков профессионального историка. Перед Вами схемы сражений, выигранных одним и тем же полководцем. Расположите их в хронологическом порядке и назовите полководца
sn sn2 sn3 sn4 sn5
   8 баллов

15. Перед Вами изображения, посвящённые событиям одного из важнейших процессов в истории России. Расположите номера изображений в хронологическом порядке отражённых на них событий и напишите, какое событие отражено на каждой иллюстрации. Назовите период отечественной истории, которому посвящены картины. Будьте внимательны: ОДНО изображениелишнее. Укажите его номер и назовите событие, изображённое на нём.
s1s2s3s4  s6
Всего 11 баллов.

16. Перед Вами отрывки из источников, повествующих о пожарах Москвы. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите год, когда эти пожары имели место.
А) «24 мая, в день Вознесения, татары из Крыма совершенно сожгли главный город московита Москву; в этом пожаре сгорели более 40 000 домов, господских усадеб и жилищ со всеми церквами и амбарами, и погибло около трёхсот тысяч человек, старых и молодых. Этот пожар продолжался всего только три часа. Потому что татары пришли в 8 часов утра с 40 000 человек и зажгли город, а в 11 уже все сгорело дотла. Тут московиту было
отплачено за всё, что он сделал с бедной Ливонией и Финляндией
прошлою зимою».

Б) «Седмочисленыя же боляре Московъския державы и всю власть Русьския земли предаша в руце литовъских воеводъ. Того же лета, марта въ 19, излияся фиалъ горести, царствующему граду Москве разорение. Падоша тогда высокозъдании домове, иже красотами блистающиися, огнем поядошася, и вси мудроверхия церкви, яже преже божественою славою сиающе, скверными рукама до конца разоришася. И множество христиансково народа мечемъ плеча литовскаго разсекошася, а инии от домовъ своихъ и от града скокомъ бежаша, понеже спастися желаху».
В) «И отвориша врата градная, и выйдошя съ своимъ княземь и с дары многими к царю… И в томъ часе начашя татарове сечи их по ряду напрасно. Преже всех их убиенъ бысть князь Остей пред градом, и потом начаша сечи попов и игуменов, аще и в ризах съ кресты, и черных люди.<…> И бяше дотоле, преже видети, была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловеченъ. И ныне видети его нечего, разве токмо земля, и персть, и прах, и пепел. <…> Тогда же бысть сущу Киприану митрополиту на Тфери, и тамо избывшу ему ратнаго нахожениа, и приеха на Москву октября 7».
Г) «И так как народ все еще был в большом страхе, вспоминая о недавнем нашествии татар, то злодей приказывал поджигать Москву в разных местах, и сгорело более 200 домов, и все поджигатели были подкуплены им; таким образом, он снова навел страх на всю страну; сверх того, он послал воеводами в пограничные города несколько человек, которые лживо писали, что крымский хан с большим войском снова готовится вторгнуться в страну, и посылали письма с такими вестями в Москву, так что повергли всю страну в такой страх, что народ забыл обо всех делах и забыл о смерти или убиении Димитрия».
Д) «В коллегии, канцелярии и конторы к описям после случившегося на Троицу пожара определить людей добрых, кого Сенатская контора заблагорассудит. После пожара на тех местах, где денежная казна стояла и прочие медали и погорели, сыскивать слитков серебра, меди и медали, и отдавать на Монетный двор <…>, о том к тайному советнику и кавалеру графу Михаилу Гавриловичу Головкину послать указ. О судьбе колокола Моториных особое розыскание надлежит произвести. В Артиллерийскую Контору подтвердить указом, чтоб в Москве в городе пороха отнюдь не держали ничьего».
Е) «Июня 21 во вторник загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской… А митрополита Макария едва вызвавша из церкви, великаго для попущения Божия дымнаго духа едва не подзадохся… А стоял царь князь великий в своем селе в Воробьеве и з своею царицею з великою княгинею Анастасиею. Того же месяца 26 на пятый день после пожару чёрные люди града Москвы всколебашася и убиша камением царева великого князя болярина князя Юрья Васильевича Глинского».
Всего 14 баллов.

17. Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализисточника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из жития Феодосия Печёрского. Напишите на его основе небольшую работу на тему «Монастырь в Древней Руси: организация и хозяйственная деятельность».
Из жития преподобного Феодосия Печёрского (XI в.)
«Вот тогда и услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере, и,окрыленный надеждой, поспешил в пещеру. Придя к преподобному Антонию и увидев его, пал ниц и поклонился со слезами, умоляя разрешить остаться у него. Великий Антоний, указывая ему на пещеру, сказал: “Чадо, разве не видишь пещеру эту: уныло место и непригляднее всех других. А ты еще молод
и, думается мне, не сможешь, живя здесь, снести все лишения”. Это он говорил, не только испытывая Феодосия, но и видя прозорливым взором, что тот сам создаст на этом месте славный монастырь, куда соберется множество чернецов. Боговдохновенный же Феодосий отвечал ему с умилением: “Знай, честной отец, что сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому, что повелишь мне исполнить – исполню”. Тогда благословил его старец и велел великому Никону постричь его; был тот Никон священником и умудренным черноризцем, он и постриг блаженного Феодосия
по обычаю святых отцов, и облек его в монашескую одежду и сделал келарем. <…> Тогда блаженный отец наш Феодосий по повелению преподобного Антония был поставлен священником и во все дни со всяческим смирением совершал божественную службу, ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен. И братию всю любил чистой любовью;
собралось уже в то время до пятнадцати монахов. Преподобный же Антоний привык один жить, ибо не любил всяческих ссор и разговоров, и затворился в одной из келий пещеры, а игуменом поставил вместо себя блаженного Варлаама. Оттуда впоследствии переселился Антоний на другой холм и, выкопав пещеру, жил в ней, никуда не выходя, и поныне там покоится его
честное тело. А какова была сперва их жизнь в пещере, и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте – это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была – один ржаной хлеб и вода. В субботу же и в воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иным ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собой, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались,
выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались каждый к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу.<…> Некоторое время спустя послал Феодосий одного из братии в Константинополь, к Ефрему скопцу, чтобы тот переписал для него устав Студийского монастыря и прислал бы ему. Он же без промедления выполнил волю преподобного отца нашего, и весь устав монастырский переписал, и послал его к блаженному отцу нашему Феодосию. Получив его, отец наш Феодосий повелел прочесть его перед всей братией и с тех пор устроил все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского, правила те и доныне ученики Феодосиевы блюдут. Если же кто приходил к нему, чтобы стать
монахом, не прогонял ни бедняка, ни богатого, но всякого принимал со всем радушием».
План работы
1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
3. Анализ организации и хозяйственной деятельности монастыря. Приведите не менее трёх положений.
4. Выводы: общая оценка особенностей русской монастырской жизни на начальном этапе.
Всего 20 баллов.

7092 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =