Республиканская итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс

Республиканская итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст, выполните задания 1-5.

(1)Когда произносят слово «герой», мы сразу представляем  незаурядного, исключительного человека, не задумываясь о долгой истории этого понятия.

(2)В греческой мифологии  героем называли потомка божества и смертного человека. (3) Так подчеркивалась его необычность:  уже по рождению он был полубогом. (4) Мифологические герои укрощали силы природы, расправлялись с чудовищами и страшилищами, как Геракл. (5) Они, подобно Ахиллу, проявляли чудеса храбрости на полях сражений. (6) А те, кто не совершал подвигов, обладали исключительной мудростью и талантами, как Эдип, разгадавший загадку Сфинкса,  или Орфей, наделённый волшебным музыкальным даром. (7) Благодаря этому они становились образцом для подражания, воплощением идеала.

(8)В более  поздние времена в качестве героев воспеваются уже не полубоги, а цари, благородные люди, которые жили или могли жить в действительности. (9) Ещё позже героями стали называть и обычных людей, совершивших что-то исключительное, способствующих общему благу. (10) Такие герои, например, в стихотворении М.О. Лермонтова «Бородино» или в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

(11)Человеку и народу свойственно гордиться своими героями. (12) Их подвиги литература запечатлела как символы, как пример служения людям, Родине. (13) «Несчастна страна, у которой нет героев», — писал в ХIХ веке французский учёный П. Буаст.

(По И. Сухих)

1. Какие предложения соответствуют содержанию текста? Выпишите их номера.

1) Содержание понятия «герой» со временем не изменилось.
2)Мифологические герои обладали многими незаурядными качествами, благодаря чему становились образцом для подражания.
3) Мифологические герои были потомками богов и этим отличались от простых смертных.
4)Воспевать и прославлять простого человека в качестве героев нельзя.

2. Определите по контексту, в каком значении употребляется  слово НЕЗАУРЯДНЫЙ (предложение 1).

3. Какое предложение присоединяется к предыдущему с помощью противительного союза? Выпишите номер правильного ответа.

1)  2                         2)  3                3) 6                      4) 8

4. Сколько грамматических основ в предложении 3? Напишите соответствующую цифру.

5. В каком предложении второго абзаца запятыми выделяются причастные обороты? Напишите номер предложения.

ОТВЕТЫ — ВАРИАНТ 1

1. 2,3
2. исключительный
3. 6
4. 2
5. 6

 

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст, выполните задания 1-5.

(1)Проблема выбора – одна из главных для человека. (2)Почти всю свою жизнь мы сознательно или бессознательно выбираем: любимое мороженое или книгу, школу, друзей, институт или работу, президента своей страны, мужа или жену. (3)Среди подобных решений есть более или менее важные, но от каждого из них зависит что-то в нашей жизни. (4)Поэтому сделать выбор не всегда легко.

(5)В таком выборе могут помочь не только советы близких, но и литература. (6)В знакомых с детства произведениях герои оказывались перед выбором постоянно. (7)Сказочные и былинные персонажи встречали на перепутье предсказание: «Направо поедешь – себя спасешь, коня потеряешь. (8)Налево поедешь – коня спасёшь, себя потеряешь». (9)На известной картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье» богатырь остановился перед камнем, раздумывая…

(10) Самый главный выбор человек делает в нравственной области, определяя своё отношение к людям и миру, выбирая между добром и злом.         (11) Литературные герои вынуждены делать выбор гораздо чаще, чем люди в обычной жизни. (12)Поэтому жизнь души, запечатленная в книгах, всегда важна и интересна.

(По В.Михайлову)

1. Какие предложения соответствуют содержанию текста? Выпишите их номера.

1) На протяжении всей жизни человек делает разные выборы, от которых мало что зависит.
2) Сделать правильный выбор не всегда легко, но в этом  может помочь литература.
3) Пример картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»  помогает сделать  правильный выбор.
4)Опыт литературных героев, делающих свой выбор, важен и интересен для читателя. 

2. Определите, опираясь на состав слова и контекст, в каком значении употребляется слово ПЕРЕПУТЬЕ (предложение 7).

3. Какое предложение присоединяется к предыдущему с помощью наречия-антонима? Выпишите номер правильного ответа.

1) 3                    2) 5                       3) 8                      4) 13

4. Сколько грамматических основ в предложении 2? Напишите соответствующую цифру.

5. В каком предложении третьего абзаца запятые выделяют деепричастные обороты? Напишите номер этого предложения.

ОТВЕТЫ — ВАРИАНТ 2

1. 2,4
2. развилка (дорог)
3. 8
4. 1
5. 10

Добавить комментарий