ВПР Биология 11 класс Вариант 1

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс Вариант 1

Подготовила Шагиахметова Лейсан Радиковна

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

Инструкция по выполнению работы

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Наутилус
vpr-bilogiya-v1-1

Кальмар
vpr-bilogiya-v1-2

Осьминог
vpr-bilogiya-v1-3

Перечень таксонов:

1) класс Однодольные
2) царство Животные
3) тип Моллюски
4) надцарство Прокариоты
5) класс Головоногие
6) тип Плоские черви

Запишите номера выбранных таксонов.

Ответ:

2. Правило Глогера гласит, что окраска животных в холодном и сухом климате сравнительно светлее, чем в теплом и влажном.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

1
vpr-bilogiya-v1-4

2
vpr-bilogiya-v1-5

3
vpr-bilogiya-v1-6

Ответ:

2. Используя знания о маскировке или влиянии климатических условий на синтез пигментов объясните правило Глогера.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

3. 

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: мухи, мёртвое животное, ужи, лягушки.

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 50 000 кДж.

Ответ: _________________________________________________________________________.

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое изменение окраски организмов?

vpr-bilogiya-v1-7

Ответ: __________________________________________________________________________

5. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти объёма за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %) от вре­ме­ни (по оси x от­ло­же­но время (в часах), а по оси y — ко­ли­че­ство за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %)).

vpr-bilogiya-v1-8

Через сколь­ко часов объём за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции со­ста­вит 40%?

Ответ: __________________________________________________________________________

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

vpr-bilogiya-v1-10

Пропущенные элементы:

1) ура­цил
2) по­стро­е­ние тела ри­бо­со­мы
3) пе­ре­нос ин­фор­ма­ции о пер­вич­ной струк­ту­ре белка
4) рРНК
5) ДНК
6) тимин

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г йогурта 0,5% жирности, 25 г российского сыра, 1 апельсин и 50 г креветок.

vpr-bilogiya-v1-11

Ответ: _________________________________________________________________________.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

8. Марина пришла к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество гемоглобина равно 90 г/л  при норме от 120 до 140 г/л.  Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

  1. нарушение углеводного обмена
  2. анемия
  3. анализ крови
  4. анализ мочи
  5. нарушение водно-солевого баланса

Ответ:

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) герпес
2) синдром Клайнфельтера
3) гонорея
4) энцефалит
5) ишемический инсульт

Наследственное
заболевание
Приобретённое заболевание
Инфекционное Неинфекционное

10. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.  В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется признак дальтонизма.

Фрагмент родословного древа семьи

vpr-bilogiya-v1-12

Используя предложенную схему, определите:

1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Ответ:
1)______________________________________________________________________________;
2)______________________________________________________________________________

11. Маша всегда хотела иметь темные волосы, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но волосы Маши светлые, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку цвета волос. Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Дочь

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась IV(АB), а у матери – II(A). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

vpr-bilogiya-8

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с III(В) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?
Ответ: __________________________________________________________________________

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

vpr-bilogiya-9

Ответ: __________________________________________________________________________

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

vpr-bilogiya-10

* Примечание.
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля тиминовых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ: ______________

14. 

vpr-bilogiya-v1-13

1. Рассмотрите изображение модели двумембранного органоида растительной клетки. Как он называется?

Ответ:___________________________

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке  в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Ответ: _________________________________________

15. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты. 

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты валин (Вал), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

vpr-bilogiya-12

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

16. На рисунке изображён птеродактиль – вымершее животное, обитавшее 150 — 65 млн летназад.

vpr-bilogiya-v1-14

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.

vpr-bilogiya-14

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

14369 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + двенадцать =