Пробный ЕГЭ 2018 по обществознанию №3 Онлайн «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ», онлайн егэ по обществознанию бесплатно, егэ онлайн обществознание 2018 бесплатно
Пробный ЕГЭ 2018 по обществознанию №3
Навигация (только номера заданий)
0 из 29 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
Информация
Ни пуха ни пера!
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 29
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Рубрики
- Нет рубрики 0%
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 29
1.
Запишите слово, пропущенное в таблице (напишите заглавными буквами)
Вид деятельности Характеристики деятельности … Преобразование реальных объектов природы и общества Духовная Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей Правильно
Тащишь!
Неправильно
Это фиаско, братан!
Подсказка
Вид деятельности бывает двух видов: духовная и материальная (практическая). Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей, а материальная – на преобразование реальных объектов природы и общества.
-
Задание 2 из 29
2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание. (напишите это слово заглавными буквами и без пробела)
Дистанционное обучение, международные связи, тенденция интернационализации, современное общество, взаимопроникновение культур.Правильно
Так держать!
Неправильно
Жизнь на этом не заканчивается!
Подсказка
В понятие «современное общество» входят дистанционное обучение, международные связи, тенденция
интернационализации, и взаимопроникновение
культур.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание. Дистанционное обучение, международные связи, тенденция интернационализации, современное общество, взаимопроникновение культур. -
Задание 3 из 29
3.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к процессу познания. 1) дееспособность; 2) истина; 3) гипотеза; 4) производительность; 5) субъективность; 6) суждение; 7) умозаключение. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Правильно
Да ты мегамозг!
Неправильно
Это фиаско, братан!
Подсказка
: 1) Дееспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. – право
2) Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
3) Гипотеза – одна из форм теоретического познания.
4) Производительность — отношению объёма проделанной работы ко времени, за которое она была совершена. — экономика
5) Субъективность – один из критериев истины.
6-7) Суждение и умозаключение – формы рационального познания. -
Задание 4 из 29
4.
Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.Правильно
Молодец!
Неправильно
Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что то прежде полученное, может быть несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны.
— Александр Грин
Подсказка
1-2) биологическая черта
3)качество личности
4)качество личности
5)качество личности
-
Задание 5 из 29
5.
Установите соответствие между социальным фактом и сферой общественной жизни, которую этот факт иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ
А) увеличение прибыли фирмы
Б) изменение положения человека в
обществе в связи с повышением
квалификации и получением новой
должности
В) обсуждение парламентом
законопроекта
Г) телепередача о жизни знаменитого
архитектора
Д) объявление амнистии
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) духовная
2) политическая
3) социальная
4) экономическаяПравильно
🙂
Неправильно
🙁
Подсказка
А) увеличениеприбыли фирмы–экономикаБ) изменениеположения человека в обществев связи с повышением квалификации иполучением новой должности—социологияВ) обсуждениепарламентом законопроекта—политикаГ)телепередачао жизни знаменитого архитектора–духовная сфераД) объявлениеамнистии—политика -
Задание 6 из 29
6.
Ученые разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные
заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными
бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные
препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие
функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под
которыми она указаны.
1) мировоззренческая;
2) познавательная;
3) социальная;
4) производственная;
5) прогностическая;
6) образовательная.Правильно
Well done, как говорится!
Неправильно
Старайся!
Подсказка
1) мировоззренческая – нет
2) познавательная — да: разгадали тайны многих болезней, установив, что…
3) социальная — да: это позволило предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний
(спасло жизни многих людей).
4) производственная — да: это позволило разработать действенные лекарственные препараты
5) прогностическая — нет
6) образовательная — нет -
Задание 7 из 29
7.
Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост ВВП всегда свидетельствует об экономическом росте в стране.
2) Доступность природных ресурсов более высокого качества является и условием, и показателем экстенсивного экономического роста.
3) Необходимость привлечения дополнительных работников свидетельствует об экстенсивном экономическом росте.
4) Научная организация труда – показатель интенсивного экономического роста.
5) Об интенсивном экономическом росте можно судить по совершенствованию профессионального мастерства работников.
Правильно
Красава!
Неправильно
Ну такое…
Подсказка
При экстенсивном типе увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.
-
Задание 8 из 29
8.
Установите соответствие между примерами и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) здания заводских цехов, заводские помещения
Б) орудия труда
В) запасы минерального сырья
Г) численность работников, занятых в производстве
Д) умение организовать производстваФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
1) капитал; 2) земля; 3) труд; 4) предпринимательство.Правильно
Мой папа сейчас сказал бы «Молодчина!»
Неправильно
Будь внимательнее!
Подсказка
капитал – финансовые ресурсы
труд – трудовые ресурсы
земля – природные ресурсы
предпринимательство – связывает воедино остальные ресурсы производства, экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру -
Задание 9 из 29
9.
Найдите в приведенном ниже списке примеры функционирования рынка капитала? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) исходя из объема клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранять стабильность
2) пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества
3) в условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний;
4) за достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг
5) пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов
6) снижение рынка традиционной телефонной связи компенсирует доходы от услуг мобильной связи и передачи данныхПравильно
Неправильно
Подсказка
Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.
Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:
банковские займы (ссуды);
акции;
облигации;
финансовые деривативы — договор (контракт), по которому стороны получают право или берут обязательство купить, продать, предоставить, получить некоторый товар или ценные бумаги. ;
ноты и закладные. -
Задание 10 из 29
10.
На рисунке отражена ситуация на рынке услуг мобильной связи (Р – цена, Q – количество услуг). Ряд компаний-операторов предложили потребителям новую услугу. Проанализируйте изменение спроса на неё. Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) компании – операторы неверно установили цену услуги, это отпугнуло потребителей
2) потребители оценили полезность услуги
3) компании-операторы не смогли обеспечить высокое качество предлагаемой услуги
4) доходы населения существенно выросли
5) уменьшение издержек на оказание услуг связиПравильно
Неправильно
Подсказка
Почему спрос на услугу увеличился?
2) потребители оценили полезность услуги
4) доходы населения существенно выросли -
Задание 11 из 29
11.
Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.
4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения.
5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством.Правильно
Неправильно
Подсказка
Нормы морали формируются обществом, исходя из представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинства, бесчестии и т.д. Нормы права регулируют те отношения, которыегосударством возведены в закон, обеспечиваютс я и охраняются его принудительной силой.
-
Задание 12 из 29
12.
Социологи опросили 23-летних работающий юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных в возрасте до 19 лет наиболее популярно мнение о необходимости знания иностранного языка.
2) Среди тех, кто считает, что необходимость изучения иностранных языков зависит от рода деятельности, больше 20-29-летних, чем 30-39- летних.
3) Среди 30-39-летних равные доли опрошенных считают, что необходимость владения иностранным языком «зависит от рода деятельности» и «достаточно знать родной язык».
4) Мнение «достаточно знать свой родной язык» свойственно преимущественно самым молодым из опрошенных.
5) Мнение «зависит от рода деятельности» высказала половина опрошенных в возрасте до 19 лет.Правильно
1) Среди опрошенных в возрасте до 19 лет наиболее популярно мнение о необходимости знания иностранного языка. — верно
2) Среди тех, кто считает, что необходимость изучения иностранных языков зависит от рода деятельности, больше 20-29-летних, чем 30-39- летних. — верно
3) Среди 30-39-летних равные доли опрошенных считают, что необходимость владения иностранным языком «зависит от рода деятельности» и «достаточно знать родной язык». — верно
4) Мнение «достаточно знать свой родной язык» свойственно преимущественно самым молодым из опрошенных. — неверно, наоборот, это свойственно преимущественно самым старшим из опрошенных
5) Мнение «зависит от рода деятельности» высказала половина опрошенных в возрасте до 19 лет. — неверно, такое мнение высказали меньше половины опрошенных в возрасте до 19 летНеправильно
Подсказка
-
Задание 13 из 29
13.
Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа.
2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.
3) Избиратели голосуют за конкретных кандидатов.
4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.
5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте.Правильно
Неправильно
Подсказка
1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа. – мажоритарная избирательная система
2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.
3) Избиратели голосуют за конкретных кандидатов. — мажоритарная избирательная система
4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. — мажоритарная избирательная система
5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте. -
Задание 14 из 29
14.
Установите соответствие между полномочиями, касающимися федеративного устройства РФ, и осуществляющими их субъектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
А) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
Б) принятие и изменение федеральных законов;
В) выполнение международных договоров Российской Федерации;
Г) осуществление мер по борьбе с катастрофами;
Д) судоустройство.СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ
1) Российская Федерация;
2) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (совместное ведение)Правильно
Неправильно
Подсказка
А) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; — РФ
Б) принятие и изменение федеральных законов; — РФ
В) выполнение международных договоров Российской Федерации; — РФ и субъекты РФ
Г) осуществление мер по борьбе с катастрофами; — РФ и субъекты РФ
Д) судоустройство — РФ -
Задание 15 из 29
15.
Найдите в приведенном ниже списке примеры рационально – легального политического лидерства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Во главе политической партии оказался лидер по призванию, народный вождь.
2) Монарх в выборе своих решений опирается на обычаи и традиции.
3) Глава государства осуществляет свою власть исключительно на основе законов.
4) Журналисты отметили, что нового главу государства отличает высокая уверенность в себе, убежденность в своих собственных представлениях.
5) Политическую власть в стране возглавил человек неординарный, нравственно сильный.
6) Соответствующие положения принятой конституции четко очертили властные полномочия лидераПравильно
Неправильно
Подсказка
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом.
Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. 3) Глава государства осуществляет свою власть исключительно на основе законов. 6) Соответствующие положения принятой конституции четко очертили властные полномочия лидера. -
Задание 16 из 29
16.
Что, согласно Конституции РФ, является обязанностями граждан? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
2) платить законно установленные налоги и сборы
3) защищать Отечество
4) участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры
5) получать социальные пособия, установленные законом
6) участвовать в отправлении правосудияПравильно
Неправильно
Подсказка
1), 2), 3) – прописаны в Конституции РФ
-
Задание 17 из 29
17.
Степану 11 лет. Найдите в приведенном списке положения, отражающие его правовой статус. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на образование
2) право быть заслушанным в ходе судебного разбирательства
3) право совершения мелких бытовых сделок
4) право без согласия родителей распоряжаться заработком
5) право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов
6) право давать согласие на усыновление или передачу в приемную семьюПравильно
Гуд джоб, бро!
Неправильно
Расслабься, все получится!
Подсказка
1) право на образование — верно
2) право быть заслушанным в ходе судебного разбирательства — верно
3) право совершения мелких бытовых сделок — верно
4) право без согласия родителей распоряжаться заработком
5) право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов
6) право давать согласие на усыновление или передачу в приемную семью — верно -
Задание 18 из 29
18.
Установите соответствие между правами супругов и видами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРАВА
1) право каждого из супругов по своему желанию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии
2) равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей
3) право собственности одного из супругов на награды , денежные призы, ценные подарки, полученные им за спортивные достижения
4) право владеть вещами, приобретенными в браке
5) свобода каждого из супругов в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительстваВИДЫ ПРАВ
1) личные права
2) имущественные праваПравильно
Умный малой!
Неправильно
И что? Леонардо Оскар тоже не сразу взял.
Подсказка
Имущественные права и обязанности супругов возникают в результате совместно нажитого в браке имущества, и в связи с предоставлением средств на содержание друг друга.
-
Задание 19 из 29
19.
Найдите в приведенном ниже списке правонарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) Невыполнение строительной организацией условий договора на ремонт квартиры.
2) Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
3) Хищение или вымогательство наркотических или психотропных веществ.
4) Нарушение правил пожарной безопасности, выявленное инспектором.
5) Вымогательство.
6) Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.Правильно
Неправильно
Подсказка
1) Невыполнение строительной организацией условий договора на ремонт квартиры.
2) Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. – влечет за собой уголовную ответственность
3) Хищение или вымогательство наркотических или психотропных веществ. – влечет за собой уголовную ответственность
4) Нарушение правил пожарной безопасности, выявленное инспектором.
5) Вымогательство. – влечет за собой уголовную ответственность
6) Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. – влечет за собой уголовную ответственность -
Задание 20 из 29
20.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Из всех видов __________(А), доступных человечеству, наиболее точным, следовательно, и наиболее ценным для успеха его __________(Б) является наука.В чем же специфика науки?Во-первых, наука – это знание объективное. Она стремится отразить__________(В) таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Учёный не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в__________(Г). Во-вторых, наука – знание рациональное. Это значит, что любое __________(Д) должно быть обосновано. Всякое утверждение науки требует __________(Е) и проверки». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.Список терминов:
1) деятельность
2) общение
3) социальная группа
4) интерес
5) знание
6) доказательство
7) научное положение
8) исследование
9) окружающий мирПравильно
Красавчик!
Неправильно
Старайся инде!
Подсказка
«Из всех видов знаний (А), доступных человечеству, наиболее точным, следовательно, и наиболее ценным для успеха его деятельности (Б) является наука. В чем же специфика науки? Во-первых, наука – это знание объективное. Она стремится отразить окружающий мир (В) таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Учёный не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в исследование (Г). Во- вторых, наука – знание рациональное. Это значит, что любое научное положение (Д) должно быть обосновано. Всякое утверждение науки требует доказательства (Е) и проверки».
-
Задание 21 из 29
21.
Назовите два пути развития земледелия, которые сравнивает автор. Какой из них в настоящее время является основным? Сформулируйте в одной фразе его отличительную особенность.В экстенсивном земледелии, основанном на минимизации затрат на землю и производство, максимизируется использование почвенно- климатических ресурсов. При такой направленности экстенсивное земледелие не способствует экологизации производственного процесса. Наоборот, формирование урожаев основывается, в первую очередь, на расточительном использовании естественного плодородия почв, что ведет к их истощению. Мировой опыт свидетельствует о том, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве в настоящее время является основным. Ещё в 1960-1980-хх годах увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследствие расширения площадей, а на 4/5 – в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе – 100%), а в развивающихся странах – 77% (в Африке и Латинской Америке – 46-48%). При интенсивном земледелии только 10% урожая формируется за счет естественного плодородия почв. Интенсификация и, прежде всего, оптимизация питания «смягчают», но не исключают влияния гидрометеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур. Удобрения и средства защиты растений почти на 50% обеспечивают формирование урожая. Если добавить к этому прирост урожая за счет использования интенсивных сортов и семян высоких кондиций, то получается, что ¾ урожая определяется рассмотренными факторами интенсификации. При этом продуктивность пашни должна составить не менее 40-50 центнеров с га. Такой погектарный сбор полностью согласуется с ожидаемым в 2025 году мировым производством зерна на уровне около 4 млрд тонн. Ситуация со снабжением человечества необходимым количеством продуктов питания уже во второй половине 20-го века могла бы стать катастрофической, если бы аграрной наукой не были бы найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия. Вместе с тем при оценке возможностей интенсивного пути развития сельского хозяйства необходимо учитывать, что потенциал традиционных путей интенсификации сельскохозяйственного производства в значительной степени уже исчерпан. Перспективы интенсификации в первую очередь связаны с той технологической революцией, которую переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, прежде всего США. (А. А. Кайгородцев)Правильно
Неправильно
Подсказка
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: интенсивный путь развития земледелия и экстенсивное земледелие;
2) ответ на второй вопрос: основным является интенсивный путь;
2) особенность: основная доля урожая формируется не за счет естественного плодородия почв, а за счёт более качественной обработки почв и выращиваемых на них культур Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировкахПравильно даны ответы на два вопроса — 2 баллаПравильно дан ответ на один любой вопрос — 1 балл -
Задание 22 из 29
22.
Назовите любые три фактора повышения (объемов?) сельскохозяйственного производства, указанные в тексте. (+ 1 вопрос в задание)
В экстенсивном земледелии, основанном на минимизации затрат на землю и производство, максимизируется использование почвенно- климатических ресурсов. При такой направленности экстенсивное земледелие не способствует экологизации производственного процесса. Наоборот, формирование урожаев основывается, в первую очередь, на расточительном использовании естественного плодородия почв, что ведет к их истощению. Мировой опыт свидетельствует о том, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве в настоящее время является основным. Ещё в 1960-1980-хх годах увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследствие расширения площадей, а на 4/5 – в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе – 100%), а в развивающихся странах – 77% (в Африке и Латинской Америке – 46-48%). При интенсивном земледелии только 10% урожая формируется за счет естественного плодородия почв. Интенсификация и, прежде всего, оптимизация питания «смягчают», но не исключают влияния гидрометеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур. Удобрения и средства защиты растений почти на 50% обеспечивают формирование урожая. Если добавить к этому прирост урожая за счет использования интенсивных сортов и семян высоких кондиций, то получается, что ¾ урожая определяется рассмотренными факторами интенсификации. При этом продуктивность пашни должна составить не менее 40-50 центнеров с га. Такой погектарный сбор полностью согласуется с ожидаемым в 2025 году мировым производством зерна на уровне около 4 млрд тонн. Ситуация со снабжением человечества необходимым количеством продуктов питания уже во второй половине 20-го века могла бы стать катастрофической, если бы аграрной наукой не были бы найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия. Вместе с тем при оценке возможностей интенсивного пути развития сельского хозяйства необходимо учитывать, что потенциал традиционных путей интенсификации сельскохозяйственного производства в значительной степени уже исчерпан. Перспективы интенсификации в первую очередь связаны с той технологической революцией, которую переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, прежде всего США. (А. А. Кайгородцев)
Правильно
Неправильно
Подсказка
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) интенсификация и оптимизация питания почв;
2) использование удобрений и средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней;
3) использование интенсивных сортов и семян высоких кондиций;
4) совершенствование агротехнологий. -
Задание 23 из 29
23.
О каком вкладе науки в решение продовольственной проблемы говорится в тексте? В какой роли выступила аграрная наука по отношению к сельскому хозяйству? Приведите любой собственный пример реализации наукой данной роли.
В экстенсивном земледелии, основанном на минимизации затрат на землю и производство, максимизируется использование почвенно- климатических ресурсов. При такой направленности экстенсивное земледелие не способствует экологизации производственного процесса. Наоборот, формирование урожаев основывается, в первую очередь, на расточительном использовании естественного плодородия почв, что ведет к их истощению. Мировой опыт свидетельствует о том, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве в настоящее время является основным. Ещё в 1960-1980-хх годах увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследствие расширения площадей, а на 4/5 – в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе – 100%), а в развивающихся странах – 77% (в Африке и Латинской Америке – 46-48%). При интенсивном земледелии только 10% урожая формируется за счет естественного плодородия почв. Интенсификация и, прежде всего, оптимизация питания «смягчают», но не исключают влияния гидрометеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур. Удобрения и средства защиты растений почти на 50% обеспечивают формирование урожая. Если добавить к этому прирост урожая за счет использования интенсивных сортов и семян высоких кондиций, то получается, что ¾ урожая определяется рассмотренными факторами интенсификации. При этом продуктивность пашни должна составить не менее 40-50 центнеров с га. Такой погектарный сбор полностью согласуется с ожидаемым в 2025 году мировым производством зерна на уровне около 4 млрд тонн. Ситуация со снабжением человечества необходимым количеством продуктов питания уже во второй половине 20-го века могла бы стать катастрофической, если бы аграрной наукой не были бы найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия. Вместе с тем при оценке возможностей интенсивного пути развития сельского хозяйства необходимо учитывать, что потенциал традиционных путей интенсификации сельскохозяйственного производства в значительной степени уже исчерпан. Перспективы интенсификации в первую очередь связаны с той технологической революцией, которую переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, прежде всего США. (А. А. Кайгородцев)
Правильно
Неправильно
Подсказка
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сказано, что наукой были найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия;
2) сказано, что наука выступила в роли производительной силы;
3) приведен пример, допустим: на основании научных знаний созданы и постоянно создаются новые материалы с заданными свойствами..Правильно названы три результата социализации, к каждому приведены соответствующие примеры — 3
Правильно названы два-три результата социализации, к двум из них приведены соответствующие примеры — 2
Правильно названы один–три результата социализации, к одному из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы) — 1 -
Задание 24 из 29
24.
Автор связывает перспективы интенсификации с технологической революцией, которую переживает хозяйство экономически-развитых стран Запада. Опираясь на полученные знания, укажите, в чем эта революция проявляется. (Назовите любые три проявления).
В экстенсивном земледелии, основанном на минимизации затрат на землю и производство, максимизируется использование почвенно- климатических ресурсов. При такой направленности экстенсивное земледелие не способствует экологизации производственного процесса. Наоборот, формирование урожаев основывается, в первую очередь, на расточительном использовании естественного плодородия почв, что ведет к их истощению. Мировой опыт свидетельствует о том, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве в настоящее время является основным. Ещё в 1960-1980-хх годах увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследствие расширения площадей, а на 4/5 – в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе – 100%), а в развивающихся странах – 77% (в Африке и Латинской Америке – 46-48%). При интенсивном земледелии только 10% урожая формируется за счет естественного плодородия почв. Интенсификация и, прежде всего, оптимизация питания «смягчают», но не исключают влияния гидрометеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур. Удобрения и средства защиты растений почти на 50% обеспечивают формирование урожая. Если добавить к этому прирост урожая за счет использования интенсивных сортов и семян высоких кондиций, то получается, что ¾ урожая определяется рассмотренными факторами интенсификации. При этом продуктивность пашни должна составить не менее 40-50 центнеров с га. Такой погектарный сбор полностью согласуется с ожидаемым в 2025 году мировым производством зерна на уровне около 4 млрд тонн. Ситуация со снабжением человечества необходимым количеством продуктов питания уже во второй половине 20-го века могла бы стать катастрофической, если бы аграрной наукой не были бы найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия. Вместе с тем при оценке возможностей интенсивного пути развития сельского хозяйства необходимо учитывать, что потенциал традиционных путей интенсификации сельскохозяйственного производства в значительной степени уже исчерпан. Перспективы интенсификации в первую очередь связаны с той технологической революцией, которую переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, прежде всего США. (А. А. Кайгородцев)
Правильно
Неправильно
Подсказка
Правильный ответ может содержать следующиепроявления:
1) использование достижений биотехнологий в сельском хозяйстве;
2) использование информационных технологий в земледелии и животноводстве;
3) выведение растений и пород животных с новыми заданными свойствами на основе новых технологий. Могут быть приведены другие объясненияПриведены три объяснения — 3
Приведены два объяснения — 2
Приведено только одно объяснение — 1 -
Задание 25 из 29
25.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах социального контроля, () , и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля.
Правильно
Неправильно
Подсказка
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «механизм поддержания общественного порядка с помощью применяемых социальных санкций»; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знание курса, например: «К видам социального контроля можно отнести самоконтроль, осуществляющийся самим человеком, направленный на себя, и внешний контроль, осуществляемый социальными институтами, группами и отдельными личностями»; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социального контроля).
3) одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля, например: «Внешний контроль бывает формальный, основанный на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации, и неформальный, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также на общественном мнении, которое выражается через обычаи, традиции, СМИ». (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оцениванииПравильно раскрыт смысл понятия;
в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия — 3 балла
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия — 2
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия — 1 -
Задание 26 из 29
26.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления роли СМИ в современном обществе.
Правильно
Неправильно
Подсказка
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) вид судопроизводства: гражданский процесс;
2) ответ на вопрос, например: — гражданский процесс в своем возникновении, течении и прекращении зависит от воли лица, просящего о восстановлении попранного гражданского права; — в условии говорится об истце, истец – участник гражданского процесса;
3) признаки судопроизводства данного вида, например: – суд не может выйти за пределы притязаний истца и в своем решении превысить их; – гражданский процесс непосредственной целью своей имеет удовлетворение частных интересов; – суд в ходе гражданского процесса рассматривает лишь те доказательства, которые представлены сторонами, но не добывает их сам.Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия — 3 балла
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия — 2 Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия. — 1 -
Задание 27 из 29
27.
В ходе судебного разбирательства истец К. отказался от своих притязаний и судебный процесс прекратился. Опираясь наобществоведческие знания, определите, о каком виде судопроизводства идет речь. По какому признаку это можно установить? Назовите любые два иных признака судопроизводства данного вида.
Правильно
Неправильно
Подсказка
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) вид судопроизводства: гражданский процесс;
2) ответ на вопрос, например: — гражданский процесс в своем возникновении, течении и прекращении зависит от воли лица, просящего о восстановлении попранного гражданского права; — в условии говорится об истце, истец – участник гражданского процесса;
3) признаки судопроизводства данного вида, например: – суд не может выйти за пределы притязаний истца и в своем решении превысить их; – гражданский процесс непосредственной целью своей имеет удовлетворение частных интересов; – суд в ходе гражданского процесса рассматривает лишь те доказательства, которые представлены сторонами, но не добывает их сам.Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия — 3 балла
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия- 2 Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия. — 1 -
Задание 28 из 29
28.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное
познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из
которых два или более детализированы в подпунктах.Правильно
Неправильно
Подсказка
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Научное познание – один из видов познания объективного
мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности;
б) специальный язык, включающий особые термины;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного познания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание;
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) выдвижение гипотез.
Возможны другое количество и и(ли) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах -
-
Задание 29 из 29
29.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Философия: «Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее». (У. Черчилль).
Экономика: «Государственные доходы – это часть, выделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным». (Ш. Л. Монтескье)
Социология, социальная психология: «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А. Н. Толстой).
Политология: «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть». (У. Черчилль).
Правоведение: «Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой». (Г. Ламенэ).Правильно
Неправильно