ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс Вариант 1
Подготовила Шагиахметова Лейсан Радиковна
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
Инструкция по выполнению работы
1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
Перечень таксонов:
1) класс Однодольные
2) царство Животные
3) тип Моллюски
4) надцарство Прокариоты
5) класс Головоногие
6) тип Плоские черви
Запишите номера выбранных таксонов.
Ответ:
2. Правило Глогера гласит, что окраска животных в холодном и сухом климате сравнительно светлее, чем в теплом и влажном.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.
1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.
Ответ:
2. Используя знания о маскировке или влиянии климатических условий на синтез пигментов объясните правило Глогера.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.
1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов: мухи, мёртвое животное, ужи, лягушки.
2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 50 000 кДж.
Ответ: _________________________________________________________________________.
4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое изменение окраски организмов?
Ответ: __________________________________________________________________________
5. Изучите график зависимости объёма запомненной информации (в %) от времени (по оси x отложено время (в часах), а по оси y — количество запомненной информации (в %)).
Через сколько часов объём запомненной информации составит 40%?
Ответ: __________________________________________________________________________
6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) урацил
2) построение тела рибосомы
3) перенос информации о первичной структуре белка
4) рРНК
5) ДНК
6) тимин
7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.
1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г йогурта 0,5% жирности, 25 г российского сыра, 1 апельсин и 50 г креветок.
Ответ: _________________________________________________________________________.
2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Марина пришла к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество гемоглобина равно 90 г/л при норме от 120 до 140 г/л. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
Список ответов:
- нарушение углеводного обмена
- анемия
- анализ крови
- анализ мочи
- нарушение водно-солевого баланса
Ответ:
9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) герпес
2) синдром Клайнфельтера
3) гонорея
4) энцефалит
5) ишемический инсульт
Наследственное заболевание |
Приобретённое заболевание | |
Инфекционное | Неинфекционное | |
10. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется признак дальтонизма.
Фрагмент родословного древа семьи
Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.
Ответ:
1)______________________________________________________________________________;
2)______________________________________________________________________________
11. Маша всегда хотела иметь темные волосы, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но волосы Маши светлые, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку цвета волос. Ответы занесите в таблицу.
Мать | Отец | Дочь |
12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась IV(АB), а у матери – II(A). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.
1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с III(В) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?
Ответ: __________________________________________________________________________
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.
Ответ: __________________________________________________________________________
3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.
* Примечание.
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля тиминовых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.
Ответ: ______________
14.
1. Рассмотрите изображение модели двумембранного органоида растительной клетки. Как он называется?
Ответ:___________________________
2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?
Ответ: _________________________________________
15. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты валин (Вал), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.
Таблица генетического кода
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
16. На рисунке изображён птеродактиль – вымершее животное, обитавшее 150 — 65 млн летназад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.
Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________