ВПР Русский язык 5 класс Образец. Всероссийская Проверочная Работа 2017
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
- – фонетический разбор;
- – морфемный разбор;
- – морфологический разбор;
- – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Торты, облегчить, цемент, квартал.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
- Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
- Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
- Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
- Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
- Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
- В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
- Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
- Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
- Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10-13 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
12. В предложениях 4-6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
Система оценивания проверочной работы по русскому языку
- Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
№ |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
|
В тундре – весна. Солнце дружески подмигивает, посылая луч света из-под низких облаков. Звенят большие и малые ручьи, со стоном взламываются речушки в горах.
Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра − это разрастающееся болото. Оно живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим на цыплячий пух.
Весна робко входит в тундру, оглядывается. Вдруг замирает под напором холодного ветра, но не останавливается, а идёт дальше. |
|
К1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов |
4 |
Допущено не более двух ошибок |
3 |
Допущены три-четыре ошибки |
2 |
Допущено пять ошибок |
1 |
Допущено более пяти ошибок |
0 |
К2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
Пунктуационных ошибок нет |
3 |
Допущена одна ошибка |
2 |
Допущены две ошибки |
1 |
Допущено более двух ошибок |
0 |
К3 |
Правильность списывания текста |
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
- изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
- в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
2 |
|
Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера:
- изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
- в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
1 |
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
- изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
- в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
|
0 |
Максимальный балл |
9 |
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
-
- – фонетический разбор;
- – морфемный разбор;
- – морфологический разбор;
- – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.
Фонетический разбор
всюду(1)
в − [ф ] − согласный, глухой, твёрдый с − [с,] − согласный, глухой, мягкий
ю − [у́ ] − гласный, ударный
д − [д] − согласный, звонкий, твёрдый
у − [у] − гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
замирает(2)
за- – приставка
-мир- – корень
-а- − суффикс
-ет – окончание
Морфологический разбор
большие(3) (ручьи)
- большие (ручьи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?) большие;
- Начальная форма – большой; во множественном числе, в именительном падеже;
- В предложении является определением
Синтаксический разбор
Весна робко входит в тундру, оглядывается(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: весна (подлежащее), входит, оглядывается (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (входит) робко − обстоятельство; (входит) в тундру − обстоятельство
|
Указания по оцениванию |
Баллы |
К1 |
Выполнение фонетического разбора |
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
При разборе допущены две ошибки |
1 |
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
К2 |
Выполнение морфемного разбора |
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
При разборе допущены две ошибки |
1 |
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
К3 |
Выполнение морфологического разбора |
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
При разборе допущены две ошибки |
1 |
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
К4 |
Выполнение синтаксического разбора предложения |
|
|
Разбор выполнен верно |
3 |
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
При разборе допущены две ошибки |
1 |
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
Максимальный балл |
12 |
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Торты, облегчить, цемент, квартал.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
То́ рты, облегчи́ ть, цеме́ нт, кварта́ л |
|
Верно поставлено ударение во всех словах |
2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах |
1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.
ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено |
0 |
Максимальный балл |
2 |
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
- Обозначение частей речи в предложении:
предл. сущ. сущ. предл. сущ. глаг. предл. сущ. сущ.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
- обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие
|
|
Обозначение частей речи в предложении |
|
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке |
Верно определены все части речи в предложении |
3 |
Допущена одна ошибка |
2 |
Допущены две ошибки |
1 |
Допущено более двух ошибок |
0 |
Указание отсутствующих частей речи |
|
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.
ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания |
2 |
Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана.
ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания. |
1 |
Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны. |
0 |
Максимальный балл |
5 |
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
- Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
- Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
- Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Раиса Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова».
- составление схемы предложения: П: «А».
|
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания |
|
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания |
2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Составление схемы предложения |
|
Схема предложения составлена верно |
2 |
Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка. |
1 |
Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
4 |
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
-
- Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
- Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
- Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
- В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов.
- объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе |
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания |
|
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания |
2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Объяснение основания выбора предложения |
|
Верно объяснён выбор предложения |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
- Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
- Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
- Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается зелёная травка.
- объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе |
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания |
|
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания |
2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Объяснение основания выбора предложения |
|
Верно объяснён выбор предложения |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Основная мысль текста
Не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: у Иваныча вышло совсем наоборот.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении |
2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.
ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один- два речевых недочёта.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт |
1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.
ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении |
0 |
Максимальный балл |
2 |
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
ИЛИ
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.
Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) |
1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Номер задания |
Правильный ответ |
10 |
повествование |
11 |
опасения; опасение |
12 |
вечером |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–17 |
18–28 |
29–38 |
39–45 |
класс
Схема в 5 задании. П:»А». А надо : А:»П».