Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 БИОЛОГИЯ проект

Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 БИОЛОГИЯ проект

Часть 1

Задание 1. Наследственная изменчивость бывает мутационной и комбинативной. Ответ: Комбинативная

Задание 2. Цитогенетический метод исследования – анализ, с помощью которого можно установить имеющиеся изменения в хромосомном аппарате. Проще говоря, это то, что мы сможем увидеть под микроскопом. 1, 2, 5 мы не сможем определить этим методом. Остаются только 3 и 4. Ответ: 3 и 4

Задание 3. В соматической клетке – 2n, в половой – n. 56/2=28 Ответ: 28

ИЛИ 50–18=32 Ответ: 32%

Задание 4. Перед нами явно растительная клетка (большая вакуоль, платиды и клеточная стенка). Нам нужно выписать 2 “выпадающих”, значит 1 не подходит, потому что они показаны на картинке, 3 не подходит так, как это растительнаяклетка, она способна к фотосинтезу, 5 тоже не подходит, потому что это присуще всем клеткам. 2 нам подходит, так, как это присуще только животной клетке и 4 также подходит, так, как из-за толстой клеточной стенке фагоцитоз быть не может. Ответ: 24

ИЛИ 1,4 и 5 относятся к молекуле ДНК. 2 – информационная РНК,  3 – рибосомальная РНК. Ответ: 2,3

Задание 5. Бескислородное расщепление, протекает в цитоплазме клетки. Он называется также анаэробным дыханием (гликолиз) или брожением. Термин «брожение» обычно применяют к процессам, протекающим в клетках растений или микроорганизмов. На этом этапе продолжается дальнейшее расщепление веществ при участии ферментов. Например, в мышцах в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты. В реакциях расщепления глюкозы участвуют фосфорная кислота и АДФ и за счет энергии, выделившейся в результате их расщепления, образуются молекулы АТФ.

У дрожжевых грибов молекула глюкозы в бескислородных условиях расщепляется на этиловый спирт и диоксид углерода. Этот процесс называется спиртовым брожением.

У других микроорганизмов процесс гликолиза завершается образованием ацетона, уксусной кислоты и др. Во всех случаях распад одной молекулы глюкозы сопровождается образованием двух молекул АТФ. При бескислородном расщеплении глюкозы до образования молочной кислоты 40% выделяемой энергии сохраняется в молекуле АТФ, а остальная энергия рассеивается в виде теплоты.

Третий этап энергетического обмена называется аэробным дыханием, или кислородным расщеплением. Этот этап энергетического обмена также ускоряется с помощью ферментов. Вещества, образовавшиеся в клетке на предыдущих этапах, при участии кислорода распадаются на конечные продукты СО2 и Н2О. В процессе кислородного дыхания выделяется большое количество энергии, которая накапливается в молекулах АТФ. При расщеплении двух молекул молочной кислоты при доступе кислорода образуются 36 молекул АТФ. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание. Все живые организмы по способу получения энергии делятся на две большие группы: автотрофные и гетеротрофные.

Ответ: 12121

Задание 6.

  А а
А АА Аа
 а Аа аа

Расщепление по фенотипу 3:1. Ответ: 31

Задание 7.

Гонада — орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки.

Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской половых клеток, в результате которого образуется одна клетка, являющаяся началом нового организма.

Овогенез — развитие женской половой клетки — яйцеклетки (яйца).

1, 3, 4 относятся к половому размоноожению. 2,5 относятся к бесполому. Ответ: 25

Задание 8.

Наследственная изменчивость Насле́дственная изме́нчивость (генотипи́ческая изменчивость) обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций, которые передаются по наследству и впоследствии проявляются у потомства.

Модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость — изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется.

Ответ: 11212

ИЛИ

1 – эктодерма — наружный зародышевый листок эмбриона на ранних стадиях развития.

Эктодерма формирует нервную систему (у позвоночных: спинной мозг, периферические нервы и головной мозг), зубную эмаль и эпидермис (кожный эпителий). Также он образует органы чувств, эпителий переднего и заднего отделов пищеварительной системы.

2 – мезодерма — или мезобласт средний зародышевый листок у многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных). Располагается между эктодермой и энтодермой.

Из мезодермы впоследствии формируются хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды.

Ответ: 12221

Задание 9.

1 – млекопитающие

2 – рыбы

3 – пресмыкающие

4 – млекопитающие

5 – пресмыкающие

6 – млекопитающие

Ответ: 146

ИЛИ

1 – микроскопический

4 – аэробный

5 – болезнетворный организм

Ответ: 145

Задание 10.

Корни подавляющего большинства растений выполняют шесть основных функций:

  1. Корни удерживают растение в определённом положении. Эта функция очевидна для наземных растений, особенно значима она для крупных деревьев с большой массой ветвей и листьев. У многих водных растений закрепление на дне позволяет выгодно распределить в пространстве листья. У плавающих растений, например у ряски, корни не позволяют растению переворачиваться.
  2. Корни осуществляют почвенное питание растения, поглощая из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами, и проведение веществ к побегу (рис. 1).
  3. У некоторых растений в главном корне осуществляется хранение запасных питательных веществ, таких как крахмал и другие углеводы.
  4. В корнях происходит образование определённых веществ, нужных организму растения. Так, в корнях осуществляется восстановление нитратов до нитритов, синтез некоторых аминокислот и алкалоидов.
  5. Корни могут осуществлять симбиоз с грибами и микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки представителей семейства Бобовые).
  6. С помощью корней может осуществляться вегетативное размножение (например, корневыми отпрысками). Корневыми отпрысками размножаются такие растения, как одуванчик, слива, малина, сирень.

Основные функции листа:

  • фотосинтез;
  • дыхание;
  • транспирация.

Ответ: 112212

Задание 11.

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Семейство Злаковые

Род Мятлик

Вид Мятлик луговой

Ответ: 534621

Задание 12.

Симпатическая нервная система осуществляет иннервацию всех органов и тканей (стимулирует работу сердца, увеличивает просвет дыхательных путей, тормозит секреторную, моторную и всасывательную активность желудочно-кишечного тракта и т. д.).

Симпатическая система отвечает за работу организма во время стресса.

Ответ: 456

ИЛИ

1 и 2 на рисунке совпадают, 3 на рисунке вообще не показан, 4 указывает на молоточек, 5 показывает наковальню, 6 тоже совпадает.

Ответ: 126

Задание 13.

Эпителиальная – образует наружный покров кожи, состоит из тесно прилегающих клеток.

Соединительная – выполняет функцию опоры и питания, вырабатывает антитела.

Нервная – обладает проводимостью, образует серое вещество спинного мозга.

Ответ: 321213

Задание 14.

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи: на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла (ротовая полость) → на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков (желудок) → рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров (двенадцатиперстная кишка) → вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь (тонкий кишечник) → ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды (толстый кишечник).

Ответ: 32541

Задание 15.

Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический — внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки — 6 предложение.

Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения.

Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) — 1 и 3 предложение.

Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки.(4) У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге. (5) На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки.

Ответ: 245

Задание 16.

Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ский метод: остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров; фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди. Срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский метод: ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бар­ба­ри­са; мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка; ап­пен­дикс у че­ло­ве­ка.

Ответ: 21122

Задание 17.

Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса (может быть указан любой биогеоценоз) опре­де­ля­ет­ся: боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем; раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми; за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ.

Ответ: 146

Задание 18.

Абио­ти­че­ский (факторы неживой природы): по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха; из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем. Био­ти­че­ский (факторы живой природы): из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии; вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае; кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу.

Ответ: 11222

Задание 19.

Эво­лю­ци­он­ные про­цес­сы на Земле в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке:

об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде → по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни → воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за → фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на → выход ор­га­низ­мов на сушу.

Ответ: 4, 5, 2, 3, 1

Задание 20.

Изображен «промышленный меланизм бабочек»

тип при­спо­соб­ле­ния: 6) мас­ки­ров­ка;

форма есте­ствен­но­го от­бо­ра: 4) дви­жу­щая

на­прав­ле­ние эво­лю­ции: 1) идио­адап­та­ция

Ответ: 641

ИЛИ

А – митохондрия

Б – ядро

В – биосинтез белка

Ответ: 463

Задание 21.

1) Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке, поз­во­ля­ю­щее со­хра­нить чис­лен­ность сквор­цов, – 5. (необходимо высчитать количество выживших птенцов в каждой кладке, и убедиться, что в кладке из 5 яиц — 80% это 4 птенца)

3) Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем эф­фек­тив­нее за­бо­та о потом­стве.

Остальные выводы НЕЛЬЗЯ сделать на основе этой таблицы.

Ответ: 13

ИЛИ

4) в ин­тер­ва­ле от 20 до 36 °С по­вы­ша­ет­ся.

5) умень­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре выше 36 °С в связи с де­на­ту­ра­ци­ей части бел­ков в клет­ке бак­те­рии.

5 предложение не совсем корректно, т.к. на основе графика нельзя выяснить причину снижения скорости размножения бактерий

Ответ: 45

ИЛИ

Данное животное: 2) кон­су­мен­т II по­ряд­ка (т.к. в рационе только животные); 4) по­лу­вод­ное жи­вот­ное (т.к в рационе есть и рыбы с амфибиями; и рептилии)

Не верные предложения: 1) все­яд­ное жи­вот­ное (нет растений в рационе); 3) про­из­во­ди­те­лям ор­га­ни­че­ских ве­ществ; 5) оби­та­те­ль тунд­ры (в тундре не водятся амфибии и рептилии).

Ответ: 24

Часть 2.

Задание 22.

Перед нами два рисунка – А и Б. На рисунке А изображен эритроцит в изотоническом растворе (концентрация соли в эритроците и в плазме одинакова). На рисунке Б изображен эритроцит в гипертоническом растворе ( концентрация соли в растворе выше, чем в эритроците). Эритроцит на рисунке Б сморщился, так, как концентрация соли в растворе более 0,9% и вода перешла из эритроцита в раствор.

ИЛИ

  1. Метод хроматографии (метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами — неподвижной (твёрдая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент)).
  2. Вещества будут по разному оседать проходят через слой сорбента и так мы сможем разделить хлорофилл а и хлорофилл b.

ИЛИ

А_______________В___________________С

Между А и В 5%

Между В и С 6%

Между А и С 11%

Процент кроссинговера называется морганида.

Задание 23

1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват капель жидкости);

2) в этих процессах участвует плазматическая мембрана клетки;

3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису); образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму

ИЛИ

  1. Мезозойская, Юрский
  2. Переходила от пресмыкающихся к птицам
  3. Крылья, перьевой покров, наличие цевки – птицы; челюсти с зубами, наличие лап с когтями, длинный хвост из позвонков – пресмыкающиеся.

Задание 24.

1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;

2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;

3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

Задание 25.

1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев.

Задание 26.

1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород и поглощается углекислый газ;

2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород и выделяется углекислый газ;

3) в результате азото-фиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется.

Задание 27.

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: ЦГААГГУГАЦААУГУ;

2) нуклеотидная последовательность антикодона УГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК АЦУ;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ТРЕ, которую будет переносить данная тРНК

Задание 28.

1) ге­но­ти­пы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА (или ХАХа); при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении;

2) дочь (1) — ХАХа – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от отца; её сын (7) — ХаY, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Ха-хромосому от матери; дочь (6) — ХАХа или ХАХА;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6: если её ге­но­тип ХАХа, то 25% (только мальчики); если её ге­но­тип ХАХА, то 0%.

Добавить комментарий