ЕГКР по русскому языку 11 класс в формате ЕГЭ 2 апреля 2024 варианты. Единая городская контрольная работа ЕГКР 2024 по русскому языку 11 класс в формате ЕГЭ 2 тренировочных варианта заданий с ответами и сочинением. Дата проведения Московского пробника 2 апреля 2024 года.
1_variant_rus-11klass-ege-2024-zadanie 2_variant_rus-11klass-ege-2024-zadanieПримеры некоторых заданий из варианта
Задания и ответы с 1 варианта
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Условием развития человека, помимо реальности самой Природы, является созданная им реальность культуры. Для понимания закономерностей психического развития человека следует определить пространство человеческой культуры.
Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент. Культура — явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая её материальное и духовное воплощение в окружающем его культурноисторическом пространстве. Возрастная психология как наука, анализирующая условия развития человека на разных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии.
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства; 4) природная реальность. Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определённой эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной стороны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой — выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием <…> обыденной жизни. (По В.С. Мухиной)
1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.
2. B тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные — характеристики Фрагмента текста. Запишите номера ответов.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) бАнты
2) нефтепровод
3) вероисповедАние
4) жАлюзи
5) мЕстностей
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ЖЕСТКИЙ стиль руководства может привести к разочарованию сотрудников и утечке кадров. В ноябре состоится награждение ДИПЛОМАНТОВ студенческого конкурса чтецов. В девятнадцатом веке в окрестностях Твери УДАЧНОГО грибника называли набирошником. Современная педагогика основана на ГУМАННОМ подходе к воспитанию ребёнка. АДРЕСАНТ запечатал конверт и решил отнести его на почту послезавтра.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Умение медленно и вдумчиво читать играет огромное значение для успешного выполнения заданий.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара ЧУЛКОВ это платье КРАСИВЕЕ новых ЯСЛЕЙ много ЯБЛОК присутствуют ДИРЕКТОРА школ.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами.
- 1) Вдохновившись идеями новаторов, множеству учителей стала интересна педагогика сотрудничества.
- 2) Согласно намеченного плана перед конференцией пройдёт заседание кафедры. 3) Лирический герой Н.А. Некрасова говорит, что «я лиру посвятил народу своему».
- 4) Благодаря своим товарищам я не только всё успел, но и перевыполнил план.
- 5) По мнению педагогов, детей необходимо защищать не только от падения нравов, но и от цинизма и жестокости.
- 6) Нарицательные имена существительные являются обобщёнными наименованиями однородных предметов, действий, состояний.
- 7) Институт любит и гордится своими выпускниками, многие из которых стали учителями современных школ.
- 8) В романе Ф.М. Достоевского «Преступлении и наказании» показаны страшные последствия разделения людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». 9) По приезде туристы распаковали чемоданы и переоделись к ужину.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сотв..рить (чудо), обм..кнуть (перо), вопл..тить (в жизнь)
2) разж..мать (кулаки), снимать (кино), словосоч..тание
3) наслаждение, бл..гословение, б..дминтон
4) посв..тить (фонариком), разр..дить (атмосферу), м..норный (тон)
5) крыж..вник, ш..колад, цокольный (этаж)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) небезызвестный, взимать (дань), раз..скать
2) ра..будить, чрезмерный, бе..вкусный
3) пр..шить (к брюкам), пр..ручить (животное), пр..школьный
4) ПОД..ЄЗД, объявление, компьютер
5) пр..будить, р..зыграть, сочувствовать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преодолевать, дружоч..к
2) настойчивый, милостивый
3) заведовать, изредк..
4) (русская) красав..ца, устраивать
5) глин..стая (почва), лед..ная (горка)
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) расскажешь, растаявший
2) увид..шь, движ..мый (любовью)
3) расстелишь, желаемый
4) посмотришь, независ..мый
5) бор .щиеся (спортсмены), (ребята) кле..т
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) (НЕ)ПОДГОТОВИВШИЙСЯ к мастер-классу студент поступил безответственно. 2) (НЕ)СМОТРЯ на непогоду, мы поехали на запланированную экскурсию и остались ею очень довольны. 3) Не уступив места пожилым людям, школьники совершили отнюдь (НЕ)КРАСИВЫЙ поступок. 4) Трудно стать грамотным, (НЕ)ОСОЗНАВАЯ, а просто заучивая правила. 5) В книге были обнаружены ошибки: видимо, корректор (НЕ)ДОСМОТРЕЛ.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. I) Певица выступала в красивом (ИССИНЯ)ЧЁРНОМ платье из (ХЛОПЧАТО)БУМАЖНОЙ ткани. 2) Настроение присутствующих было (ПО)ВЕСЕННЕМУ радостным и оставалось таким (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего дня. 3) Участники совещания собрались, (ЧТО)БЫ обсудить предстоящий семинар, (ТАК)КАК возникла необходимость в уточнении некоторых вопросов. 4) В (ПОЛУ)денный час на улице было приятно: светило солнце, глаз радовали (ВЕЧНО)ЗЕЛЁНЫЕ деревья. 5) (И)ТАК, мы проработали весь день, (ЗА)ТО почти всё успели.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Возвыше(1)ые идеалы чаще всего бывают у скромных труже(2)иков — начита(3)ых, интеллигентных, одухотворё(4)ых людей.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Участники фестиваля отдали должное как классике бардовской песни так и произведениям современных авторов. 2) Андрей часто с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу. 3) В начале торжественной церемонии прозвучал гимн университета и ректор поздравил всех присутствующих. 4) Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся но руки не подал и даже положил её обратно в карман. 5) Аркадий с сожалением посмотрел на дядю и Николай Петрович украдкой пожал плечом.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Николай Петрович быстро обернулся и (1) подойдя к человеку (2) высокого роста (3) только что вылезшему из тарантаса (4) крепко стиснул его (5) обнажённую красную руку.
18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. «Надеюсь (1) любезнейший (2) Евгений Васильич (3) что вы не соскучитесь у нас», — сказал Николай Петрович; Базаров (4) однако (5) ничего не отвечал и только приподнял фуражку.
19. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека (1) который (2) хочет спать (3) ни случайностью, как у того (4) кто устал (5) ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Нужно ли прибавлять (1) что сам он шёл к своей цели (2) и только тогда отказывался от задачи (3) когда на пути его возникала стена (4) или отверзалась непроходимая бездна.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Потребительство — характерная черта современного общества.
2) Чтобы выделиться в толпе, не требуется особых затрат.
3) Поскольку большинство людей стремится к потребительству, социальные различия исчезают.
4) Национальные традиции вытесняются потребительскими мотивами поведения.
5) Развитие культуры потребления основано на самолюбии человека.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено повествование.
2) Предложение 4 раскрывает содержание предложения 3.
3) Предложения б и 7 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 11,12 представлено рассуждение.
5) В предложениях 14, 15 представлено описание.
24. Из предложений 6-9 выпишите разговорное слово со значением «выставлять что-либо напоказ»
27. «Рассуждая о потребительстве, В.Ф. Паульман использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (в предложениях 2, 6, 8) и (Б)(предложение 9). Неравнодушие автора к поставленной им проблеме показывают тропы: (В)__________ («как чёрная дыра» в предложении 13, «как камень в пруд» в предложении 15) и (Г)_________ («привычка… порождает потребность» в предложении 3, «погоня за материальными символами благополучия» в предложении 12)». Список терминов: 1) риторический вопрос 2) анафора 3) противопоставление 4) эпитет 5) ряды однородных членов предложения 6) цитирование 7) вводная конструкция 8) сравнение 9) метафора.
Задания и ответы с 2 варианта
Созданное автором художественное произведение в дальнейшем воспринимается читателями, то есть начинает жить своей относительно самостоятельной жизнью, выполняя при этом определённые функции. Рассмотрим важнейшие из <…>.
Служа, по выражению Н.Г. Чернышевского, «учебником жизни», литературное произведение выполняет познавательную, или гносеологическую, функцию. Искусство и литература познают мир в его целостности, нерасчленённости, синкретичности. Специфическим для искусства и литературы остаётся рассмотрение всех аспектов человеческой жизни в нерасчленённом единстве, «сопряжение» (Л.Н. Толстой) самых разных жизненных явлений в единую целостную картину мира. Литературе жизнь открывается в её естественном течении; при этом литературу весьма интересует та конкретная повседневность человеческого существования, в которой перемешаны большое и малое, закономерное и случайное, психологические переживания и… оторвавшаяся пуговица.
Вторая важнейшая функция художественного произведения — оценочная, или аксиологическая. Она состоит прежде всего в том, что, по мнению Н.Г. Чернышевского, произведения искусства «могут иметь значение приговора явлениям жизни». На основе познавательной и оценочной функций произведение оказывается способно выполнять третью важнейшую функцию — воспитательную.
Общение с произведением искусства в этом смысле очень похоже на общение с хорошим, умным человеком: вроде бы ничему конкретному он вас не научил, никаких советов или жизненных правил не преподал, а вы при этом чувствуете себя добрее, умнее, духовно богаче. Особое место в системе функций произведения принадлежит функции эстетической, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, — словом, воспринимается личностно. (По А.Б. Есину)
1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
- 1) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью и стандартизированностью изложения информации, строгостью выражения мысли.
- 2) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (гносеологическую, синкретичности и др.), слова и словосочетания одной тематической группы (художественное произведение, искусство и литература, функции произведения и др.).
- 3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — сравнительные обороты, риторические вопросы.
- 4) Текст относится к научному стилю, основная цель автора — сообщить объективную информацию о функциях художественного произведения.
- 5) Авторская ирония по отношению к литературным произведениям проявляется в использовании слов в переносном значении («учебников»), литоты (ниче.иу конкретному он бас не научил) и градации (психологические переживания и… оторвавшаяся пуговица).
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов
1) шАрфы
2) сОгнутый
3) жАлюзи
4) красИвее
5) наврАла
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Ребёнок ОПАСЛИВО посмотрел по сторонам и медленно перешёл дорогу. Требование о безвозмездном устранении недостатков товара может быть предъявлено потребителем в течение ГАРАНТИЙНОГО срока. ГУМАННАЯ помощь основана на таких принципах, как беспристрастность и независимость. АДРЕСАТ получил письмо через два дня после его отправки. Характерные черты ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО стиля — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. «Жадного скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?» — спросил герой поэмы «Мёртвые души» Чичиков встретившегося ему по дороге мужика.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара НОСОК килограмм АПЕЛЬСИНОВ ДВУМЯСТАМИ участниками банка ФАСОЛИ собрались ПРОФЕССОРА кафедры.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) заг..реть (на солнце), пром..кать (под дождём), поглощение
2) поднимать, разм..нать (руки), соч..тать
3) укр..щение, в..лейбол, вдохновение
4) посВоТить (оду), разр..дить (рассаду), инт..ллигент
5) маж..рный (тон), ш..ссе, ж..лтый
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) небез..нтересный, от..скать, об..ндеветь (на морозе)
2) ра..сказать, чере..чур, и..подтишка
3) пр..бить (к стене), непр..ступный (утёс), пр..морский
4) двуХоЯрусный, об..ективный, в.лога
5) р..збудить, п..знавать, под..йти
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) продЛоВать, замоч..к
2) удачл..вый, залив..стый (смех)
3) больш..нство, беЛоЗна
4) (редкий) красав..ц, наста..вать
5) рис..вать, занов..
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (скоро) узна..шь, раскрасивший (картину)
2) проверяемый, увид..нный
3) кле..щие (поделки дети), стелющийся (туман)
4) удерж..шься, приготовишь (обед)
5) (музыка) прогон..т (тоску), независ..мый (эксперт)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) (НЕ)ПОДГОТОВИВШИЙСЯ к собеседованию соискатель имеет мало шансов быть принятым на работу. 2) Из-за (НЕ)ВНИМАТЕЛЬНОСТИ вы можете допустить ошибку. 3) Уже в юном возрасте Моцарт играл на пианино, (НЕ)ГЛЯДЯ на клавиши. 4) Хотя мой приятель работает (НЕ)СПЕША, он выполняет все задания в срок. 5) Нет, это (НЕ)ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ, а трусость.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 1) ЧТО(БЫ) он ни делал, у него ничего (ПО)ПРЕЖНЕМУ не получалось. 2) Погода была (ПО)ЛЕТНЕМУ солнечной и оставалась такой (В)ТЕЧЕНИЕ недели. 3) Коллеги пришли, ЧТО(БЫ) поддержать певца, (В)ПЕРВЫЕ выступавшего в большом зале. 4) (ВОПРОСНО)ОТВЕТНАЯ форма изложения материала поможет понять идею (ОБЩЕСТВЕННО)ИСТОРИЧЕСКОЙ закономерности. 5) Абитуриентам, стремящимся поступить на (ИСТОРИКО)ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ факультет, стоит изучить художественную и (НАУЧНО)ПОПУЛЯРНУЮ литературу.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Возмущё(1)ый автор, бесчисле(2)ое множество раз просмотрев правле(3)ый текст в получе(4)ой от редактора рукописи, согласился далеко не со всеми внесё(5)ыми правками.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Друзья любили не только современную но и классическую музыку. 2) Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! 3) В начале концерта конферансье прочитал программу и диктор попросил зрителей отключить телефоны. 4) В концерте участвовали и дети и родители и педагоги. 5) Наступят выходные и многие дачники отправятся на свои участки.
17. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Если Захар (1) питая в глубине души к барину преданность (2) свойственную (3) старинным слугам (4) отличался от них современными недостатками, то и Илья Ильич (5) ценя внутренне преданность его (6) не имел уже к нему того дружеского расположения, какое питали прежние господа к слугам своим.
18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. «Я (!) Софья Семёновна (2) может (3) в Америку уеду, — сказал Свидригайлов, — и так как мы видимся с вами (4) вероятно (5) в последний раз, то я пришёл кой-какие распоряжения сделать. Вы (6) расписки возьмите себе)).
19. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он испытал чувство мирной радости (1) что он с девяти до трёх, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване (2) и гордился (3) что не надо идти с докладом, писать бумаг (4) поэтому (5) есть простор его чувствам, воображению.
20. Расставьте недостающие знаки препинания: которых в предложении должны стоять запятые. укажите цифры, на месте Будущая служба представлялась Обломову в виде какого-то семейного занятия (1) и он полагал (2) что чиновники составляют между собой дружную семью (3) что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка (4) и (5) что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Александр Скрябин был сыном известной пианистки — выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Любови Щетининой. (2)Мать будущего композитора умерла, когда ему было два года. (З)Музыкой с ним занималась тётя — Любовь Скрябина. (4)Уделяли ему внимание и другие педагоги — известные музыканты Сергей Танеев и Георгий Конюс. (5)Они отмечали врождённый талант будущего композитора. (6)Уже в раннем детстве он мог без нот воспроизвести на фортепиано услышанную музыку, а в восемь лет попытался написать оперу. (7)«Всё потребное для музыканта… жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. (8)Мне оставалось по большей части прикреплять теоретические этикетки… к тому, что врождённо оказалось им уже усвоенным», — вспоминал Георгий Конюс. (9)В 1888 году Александр Скрябин поступил в Московскую консерваторию, которую окончил с золотой медалью. (По А. Войко)
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 3, 4 представлено описание. 2) Предложение 7 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 3. 3) Предложения 8 и 9 противопоставлены по содержанию. 4) В предложениях 13-16 представлено рассуждение. 5) В предложениях 21-26 представлено повествование.
24. Из предложений 19-24 выпишите слово со значением «расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или от низшего к высшему».
25. Среди предложений 3-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Описывая лето в пионерском лагере, автор использует такие приёмы, как (А)(в предложениях 15, 16) и (Б)_________(в предложениях 27, 28). Воодушевление рассказчика жизнью в пионерском лагере показывают синтаксическое средство — (В) _________ (предложения 4, 6, 18) и троп — (Г)(в предложениях 30-32 и 36-38)».
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Текст с 1 варианта
(1)B обществе, где потребление становится культом, где конкуренция на рынке рождает конкуренцию и в сфере потребления, человек стремится к тому, чтобы быть «не хуже других», и в то же время ведёт себя так, чтобы «не сливаться с толпой». (2)Тот или иной индивид своим поведением желает, © одной стороны, продемонстрировать престижный социальный статус, а с другой — подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, самобытность, оригинальность. (3)Привычка быть «не хуже других» порождает потребность следовать моде, ибо в противном случае человек чувствует себя символически бедным. (4)Он готов платить втридорога за «бренд», престижную торговую марку, несмотря на то что качество товара какой-нибудь престижной фирмы подчас мало чем отличается от обычного, серийно производимого товара.
(5)Потребительские мотивы поведения вытесняют национальные или религиозные традиции, воспроизводя по всему миру единообразие форм и стандартов. (6)В обществе потребления — возникает — противоречие — между диаметрально противоположными целями: © одной стороны, стремлением индивида выделиться из толпы, а с другой стороны, потребностью не отстать от моды, соответствовать каким-то общепринятым стандартам и нормам поведения, навязанным ему рекламой или СМИ. (7)Это противоречие держит психику человека B напряжении, травмируя её. (8)Когда кто-то один вдевает кольцо в ноздрю или красит свои волосы в зелёный цвет, то он, вне всякого сомнения, оригинален. (9)Ну а если все люди будут щеголять зелёным цветом волос и ходить с кольцами в носу, стремясь соответствовать моде, то вряд ли их внешность будет подчёркивать их индивидуальность?. (10)Авторы доклада OOH по вопросам молодёжи за 2005 год пишут: «Глобализация многообразным образом влияет на молодёжную культуру. Активизация средств массовой информации вызывает дух глобального потребительства».
(11)Развитие культуры потребительства базирустся на самолюбии, порождая такие пороки, как зависть, эгоизм, тщеславие, стремление K наживе, рвачество, страсть к маниакальному «шопингу». (12)Ежедневная погоня за материальными символами благополучия неизбежно ведё к духовному и нравственному — обеднению — личности, безразличию к общественным проблемам, безыдейности. (13)В Интернете я встретил следующий очень верный комментарий некоего Рафаэля о сущности потребительства, которое он называет чумой: «Потребитель живёт за счёт игры, OH, как чёрная дыра, высасывает все соки, ничего не отдавая взамен, или выплёвывает OCTATKH, которые €My самому не нужны. (14)Он смотрит на события — и молчит, в худшем случае комментирует, опуская их, в лучшем — просто пожимает плечами. (15)События уходят в него, как камень в пруд, He оставляя видимых откликов…»
(16)Поскольку бездумное потребительство, страстное желание во что. бы то ни стало выделиться в толпе требует определённых затрат, то обычная нехватка у подавляющего большинства семей достаточных доходов вызывает у людей недовольство своей жизнью, своим социальным положением. (17)Бедняки — завидуют | состоятельным, а состоятельные — богачам. (18)И в этом смысле потребительство — сопровождается — ростом дифференциации семей по уровню получаемых доходов, углублением социальных различий, что приводит к абсолютному увеличению на одном полюсе числа нищих, обездоленных, борющихся ежедневно за своё физическое — выживание, а на другом полюсе числа — миллиардеров и миллионеров.
(По В.Ф. Паульману*) * Валерий Фёдорович Паульмаи (род. в 1937 г.) — кандидат экономических наук, автор учебников и монографий.
Текст с 2 варианта
Эта дорога в мой пионерлагерь, выученная до каждого метра и поворота наизусть за десять лет — именно лет, а не зим, — пройдена была наяву четырёхколёсно ровно шестьдесят раз от ограды сада «Эрмитаж» до ворот с лозунгом «Здравствуй, пионерское лето!», поскольку в сезоне (а их десять подряд) три смены и, стало быть, трижды «туда-обратно». (2)Но в памяти за учебный школьный год, а потом за три года армейской казармы, а дальше три десятилетия житья-бытья я проезжал её — в больном бреду, в бессонницу на экране потолка, в обморочном солдатском сне, в часы преодоления ада жизни — тысячи раз. (3)…А к Лету я готовился тогда весь год. (4)Да! (5)С осени до весны, сознательно, целеустремлённо, планомерно, рассчитано, выстрадано, скрупулезно.
(6)Ибо! (7)Ибо только на три летних месяца, а точнее, на три смены пионерлагеря, я мог выиграть благосклонность и внимание к себе со стороны жизни. (8)Случайно получить их было невозможно — а только и именно выиграть, выиграть в трудной и сложной борьбе, в острой конкуренции, в коварном конкурсе. (9)Чтобы стало понятно, о чём речь, — маленькое отступление. (Ю)От Лета до Лета, весь учебный год я, как всякий ребёнок, а затем подросток, принадлежал со всеми потрохами Москве, её кристаллически твёрдому многоэтажному социуму — был подвластен подвластным Москве взрослым, их неотменимым законам жизни и быта. (11)Всем было важно, как я учусь, как я здороваюсь, так ли одет, правильно ли перехожу улицу… (12)Короче. (13)В Москве — в школе, в семье, во дворе — у меня была та жизнь, которую мне выдали, назначили, вменили.
(14)Изменить её мне бы не дали. (15)Я должен был раздваиваться, чтобы существовать. (16)Я должен был одновременно быть в разных, полярно противоположных ипостасях — быть собой и не быть собой. (17)Ни того, ни другого, понятно, толком не выходило, и с осени до весны я ощущал себя князем Игорем из учебника истории. (18)Другое дело — пионерлагерь! (19)Ты приезжаешь в пионерлагерь в статусе «табула раса» — ты для всех и для себя чистый лист. (20)Всем безразлично, как ты весь год учился, отличник ты, хорошист или двоечник и даже второгодник, какая у тебя семья — трудная или лёгкая, и так далее, и тому подобное. (21)В лагере важно, кто ты есть. (22)Конкретно: кто ты и что ты здесь, сейчас, сиюминутно. (23)На что тянешь, чего стоишь. (24)Как к лагерному карнавалу сердобольные девочки твоего отряда кроят и ладят костюм точно на тебя, так и сам пионерлагерь точно на твою фигуру и вес выдаст тебе место в своей иерархии.
(25)Потому, что в пионерлагере — настоящая жизнь. (26)И общая, и у каждого своя. (27)Мы не винтики какой-то машины, а люди в лесу среди Лета. (28)Среди природы. (29)И все мы её дети. (ЗО)Маленький народ в стойбище, окружённый дикарской атрибутикой. (31)Народ, состоящий из племён — из отрядов. (32)И каждый получит Лета столько, сколько ему выделит племя. (33)Я каждый раз готовил свою победу на выборах председателя совета отряда, добивался права носить на рукаве две параллельные алые лычки. (34)Мне все науки пригождались Летом. (35)Летом я достигал. (36)Летом завоёвывал. (37)Всё Лето наслаждался победой. (38)3аставлял Лето танцевать со мной — по честному выбору. (По А.А. Дидурову)